Православный календарь

17 декабря старший преподаватель кафедры Библеистики МДА П.А. Коротков выступил на конференции в Сретенской духовной академии

17 декабря 2024 г. в Московской Сретенской духовной академии состоялась научно-богословская конференция, посвящённая 25-летию со дня обретения мощей и прославления священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского (1886-1929). В конференции принял участие старший преподаватель кафедры библеистики П.А. Коротков.  В своем выступлении «Сщмч. Иларион (Троицкий) как исследователь Священного Писания» П.А. Коротков отметил, что в основе как научных трудов сщмч. Илариона, так и его педагогической деятельности в МДА на кафедре Священного Писания Нового Завета, лежит церковный подход к пониманию Священного Писания в контексте общей благодатной жизни Церкви. Сщмч. Иларион обращает внимание, что уже во II веке церковные писатели показали, что всякий научный метод толкования Священного Писания вполне законен и хорош, но к истине он будет приводить только того исследователя, который вселенское самосознание и благодатную жизнь Церкви ставит выше своего собственного разумения. Исходя из этого, сщмч. Иларион даёт такое определение Священному Писанию: «Книги Священного Писания – это одно из средств, через которые в Церкви действует на людей благодатная сила Божия». Именно поэтому является антицерковным и антихристианским учение, которое отделяет Священное Писание от Церкви. Не потому Церковь имеет истинное вероучение, что она берет его из Священного Писания и Священного Предания, а потому, что она есть Церковь Бога Живого, столп и утверждение Истины, как руководимая Духом Святым. Вместе с Церковью стоит или падает и Священное Писание, и Священное Предание. Все рассуждения о противоречии Церкви Священному Писанию являются ложными и потому безбожны. В этом случае, считает сщмч. Иларион, совсем не окажется Священного Писания с определённым смыслом, ибо сколько людей, столько будет и вариантов понимания Слова Божия. Сщмч. Иларион обосновывает оригинальную гипотезу формирования новозаветного канона уже в апостольское время, в конце первого века, в малоазийском городе Ефесе. Эта гипотеза является собственностью русской библеистики и весьма просто и убедительно представляет формирование новозаветного канона при непосредственном участии святых апостолов Тимофея и Иоанна Богослова. Важным для изучения является экзегетическое наследие сщмч. Илариона, особенно толкование тех текстов, которые, по его собственному выражению, являются чуть ли не самыми непонятными в Новом Завете. В качестве примера приводится толкование слов ап. Павла о Христе, что Церковь «есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём» (Еф.1:23). Изучение библейского наследия сщмч. Илариона является хорошей основой для дальнейшего развития отечественной библеистики.
П.А. Коротков