В ходе заседания профессор кафедры Розалия Моисеевна Рупова выступила с докладом о создании научной школы «Православная библейская наука в современном мире».
В своём выступлении профессор Р. М. Рупова обозначила ключевые доминанты будущей школы:
- Сочетание строгости православного богословского мышления с открытостью к диалогу с современной наукой;
- Апологетическая заострённость всех плодов научной деятельности школы.
По итогам обсуждения было принято решение о создании новой научной школы. Для детальной проработки её деятельности запланирован научный семинар 9 апреля — «Вопросы по формированию научной школы кафедры», который пройдёт в рамках регулярного кафедрального научного семинара.
Таким образом, на кафедре библеистики теперь будут действовать две научные школы: «Православная Паулинистика»; и «Православная библейская наука в современном мире». Их работе будут посвящены отдельные рубрики на кафедральном сайте.
Также в рамках заседания была заслушана пробная лекция аспиранта кафедры диакона Иоанна Змиёва на тему: «Проблематика соотношения тем Божественного суда и спасения в пророческих книгах».
В своей лекции диакон Иоанн исследовал ключевую проблему пророческого богословия — соотношение тем Божественного суда и спасения, придя к важному богословскому синтезу через концепцию остатка.
— Остаток как богословский синтез.
Антиномия суда и спасения составляет центральную проблему пророческих книг, где суд предстает как неизбежное следствие нарушения завета, а спасение — как следствие Божией верности завету и непреложности Его обетований. Анализ пророческих текстов выявил диалектическую триаду:
- тезис (Божественный суд);
- антитезис (Божественное спасение);
- синтез (концепция остатка как разрешающего звена).
Было отмечено, что в основе тем суда и спасения лежит экзистенциальная проблема человеческого существования — проблема жизни и смерти. Именно в напряжении, связанном с этой проблемой, возникает мотив остатка (G. F. Hasel).
— Остаток как центр пророческого богословия.
Остаток предстает не просто как уцелевшая в бедствии часть народа, но как духовное ядро народа и носитель обетований. Поскольку остаток функционирует как мост между судом и спасением ("functions as the bridge between disaster and salvation" – K. D. Mulzac), он оказывается в самом центре библейского богословия.
Этот мотив тесно связан с Божией милостью во время Его суда. В библейской истории во всех случаях Божественного суда над Его народом присутствует милость, благодаря которой не происходит полного уничтожения и сохраняется жизнь. В этом смысле остаток представляет собой явленную в суде Божию милость.
— Историческое развитие концепции остатка.
В Священном Писании концепция остатка прослеживается от Ноя и Авраама к истории Израиля, демонстрируя постепенное сужение круга избранных (В. Н. Лосский) и трансформацию понятия "народ Божий" (Ис. 6:13). Можно сказать, что остаток — это форма существования народа Божия в истории.
В Новом Завете этот мотив продолжается в образах малого стада (Лк. 12:32), узкого пути (Мф. 7:14), в притчах о пшенице и плевелах (Мф. 13:30), неводе (Мф. 13:47-50) и др.. Проблема остатка также отражена в послании св. апостола Павла к Римлянам (Рим. 9-11).
— Вывод: остаток как ключ к пониманию Божественного домостроительства.
Лекция продемонстрировала, что концепция остатка становится тем богословским синтезом, который разрешает кажущееся противоречие между Божественным судом и спасением. В этом раскрывается парадокс Божественного действия: Бог одновременно и Судия, и Спаситель, а остаток оказывается ключом к пониманию Его промысла.
Лекция вызвала оживлённую дискуссию, в ходе которой были затронуты вопросы герменевтики пророческих текстов и их актуальности для современной богословской мысли. Полная текстовая версия лекции будет опубликована в научном журнале кафедры.
диакон Иоанн Змиёв