16-17 ноября 2020 г. в Санкт-Петербургской духовной академии при поддержке Учебного Комитета Русской Православной Церкви прошла ХII Международная научно-богословская конференция «Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки». Цель конференции – презентация научных исследований в области богословских наук и наук о Церкви. Вследствие сложной эпидемиологической обстановки конференция была проведена в очно-дистанционном формате. На конференции выступили с докладами многочисленные представители духовных и светских ВУЗов России и зарубежья.
Преподаватели кафедры библеистики доцент М.В. Ковшов и иерей Сергий Фуфаев приняли участие в работе дистанционной секции «Христианская антропология», которая прошла на интернет-платформе Zoom 17 ноября.

Человек призван к отображению образ жизни Нетварного Бога в рамках своего ограниченного бытия. Образом же бытия Пресвятой Троицы является непрестанное перихоральное общение любви, в котором каждая из Ипостасей всецело отдает Себя Другой. Отсюда и образ бытия человека — не самозамкнутость, не эгоизм, не жизнь для себя, но любовь и самоотдача. Полагая центром бытия самого себя, человек самозамыкается и превращается в индивид-осколок. Напротив, видя центром бытия другого, он преодолевает свою ограниченность и становится тем целым, которое заключает в себе всю полноту Богозданной природы. Выход из состояния самости навстречу полноценному бытию осуществим только в общении с Богом и другими людьми. Путь к реализации этого общения есть Церковь, в которой в соединении со Христом при освящении от Святого Духа человек входит в общение с Пресвятой Троицей и одновременно с иными людьми, которые все вместе составляют единое Тело Христово, со Христом и во Христе входящее в общение с Богом».
Доклад священника Сергия Фуфаева «Сравнительный анализ учений свмч. Иринея Лионского и свят. Василия Великого об образе и подобии Божием в человеке» был посвящен учениям свщм. Иринея Лионского и свт. Василия Великого об образе и подобии Божием в человеке. Отец Сергий отметил, что по учению свщм. Иринея весь состав человеческого естества (т. е. не только душа, но и тело человека) создан по образу Божию, поскольку человек был создан по образу Бога Слова, Агнца, закланного еще прежде создания мира (см. 1 Пет. 1, 19–20). Свт. Василий Великий, напротив, настаивает на том, что только человеческая душа создана по образу Божию, поскольку только она имеет свойства, близкие к Богу. Телесное, сложное, изменчивое, смертное не может быть подобно бестелесному, простому, неизменчивому, бессмертному. Таким образом, налицо богословская проблема: с одной стороны, есть святоотеческая позиция, что тело человека не создано по образу Божию, но только душа, а с другой стороны, есть святоотеческая позиция, что всё человеческое естество создано по образу Божию. Кроме того, оба святых отца учат, что и душа и тело человека призваны быть причастными Богу. Идея обожения души и тела человека по благодати во Христе предполагает, что весь человек стал предельно похожим на Бога, поскольку Божественная благодать – это есть Сам Бог в Своих энергиях. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что любое тварное естество само по себе бесконечно отстоит от естества Божественного. Другими словами, любое тварное естество радикальным образом не похоже на естество Бога. Выходит, что если образ Божий отождествлять с естеством человека, либо с частью естества человека (душой), то следует признать, что божественный образ в человеке бесконечно далек от Первообраза. А если подобие Божие отождествлять с обожением человека по нетварной благодати, то следует признать, что оно предельно близко к Первообразу. Необходимо отметить, что столь сильное расхождение «образа Божия» и «подобия Божия» между собой не соответствует тексту Священного Писания, которое, напротив, сближает между собой данные понятия. К тому же, бесконечное отдаление образа Божия от Первообраза обессмысливает это библейское понятие. Современное учение о том, что образом Божиим в человеке является совершенно неповторимая личность, предлагает вариант преодоления указанных затруднений. Божественный образ относится ко всему существу человека потому, что человеческое «я» проявляет себя во всем человеческом естестве. Подобие Божие в человеке понимается, как его всецелая отдача себя Богу и другим людям по образу бытия Пресвятой Троицы.
В заключение работы секции ее участники отметили наиболее интересные и вызвавшие оживленную дискуссию доклады.
доцент Московской духовной академии и Перервинской духовной семинарии, кандидат богословия М. В. Ковшов.