Участниками заседания стали 2 преподавателя и 15 студентов кафедры библеистики. Встреча прошла в очно-дистанционном формате.
Со вступительной речью выступил руководитель общества — доцент кафедры библеистики Московской духовной академии Михаил Всеволодович Ковшов. Он отметил, что деятельность общества нацелена на углубленное изучение посланий апостола Павла в свете современных экзегетических исследований. Предполагается обсуждение сложных вопросов богословия, экзегетики и других тем современной Паулинистики.
Соискатель кафедры библеистики иеромонах Митрофан (Гавриш) выступил с докладом на тему: «"The New Perspective on Paul" и его актуальность для традиционной православной экзегезы».
В своем докладе иеромонах Митрофан отметил, что дискуссии между "старой" и "новой перспективой" были в центре внимания исследований Паулинистики в последние годы. Однако потенциал сходства и различия между "Новым взглядом" и Восточной Православной экзегетической традицией не был должным образом исследован.
Во-первых, докладчик отметил, что под влиянием У. Дэвиса изменилось понимание Закона и отношение к иудаизму в целом. Его труды аргументированно показали, что невозможно, не исказив мысль апостола Павла, свободно поместить его в языческую среду. По этой причине У. Дэвис искал корни богословских рассуждений апостола в контексте иудаизма.
Во-вторых, Э. Сандерс в своем исследовании не разделяет традиционный протестантский взгляд на оправдание верой, который имел отправной точкой богословие М. Лютера. Это вызвало критику со стороны протестантских богословов, но в то же время привело к возникновению новых идей в интерпретации апостола Павла, которые Джеймс Данн назвал «The New Perspective on Paul», что послужило созданию одноимённого труда под названием «Новый взгляд на Павла».
В-третьих, докладчик подчеркнул, что иудейская среда, в которой находился апостол, была естественным образом отражена в его богословии. Однако необходимо рассматривать, насколько предложенный взгляд соответствует характеру Павлова мышления, а не является лишь теологическим мнением его интерпретаторов.
Апостол придавал важность Закону, посредством чего Израиль выражал верность Завету с Богом. Вместе с тем св. Павел разрабатывает и собственное богословское понимание «оправдания», которое отличается от иудейского «делами Закона». Фундаментальные вероучительные истины, проповеданные апостолом, не могут определяться влиянием еврейской традиции. Среда и сложившиеся исторические обстоятельства написания текста не должны смещать «центр» благовестия св. Павла. Важным аспектом при исследовании данного вопроса остается критерий «внеконтекстуальности».
В святоотеческом понимании апостол Павел не создает свое богословие в рамках юридических категорий «закона» и «оправдания», но оно имеет совокупность аспектов, из которых ключевым становится понятие «свободы во Христе».
После доклада состоялась живая дискуссия. Участники встречи задавали докладчику вопросы, высказывали свои точки зрения и обсуждали представленные в докладе положения, например:
Какова актуальность Ветхого Завета для св. Апостола Павла?
Каковы отличительные черты «Старого взгляда» от «Нового»?
«Новый взгляд на Павла» - это экзегеза или эйсэгеза?
Следующий семинар состоится 5 февраля в 16.00 в Библейском кабинете МДА. Запланирована онлайн-трансляция.
Текст новости: иеродиакон Митрофан (Гавриш) и иерей Вадим Жилков.