Московская духовная академия
Кафедра библеистики
Кафедра библеистики
Программа по курсу
БИБЛЕЙСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА
для студентов I и II курса МДА библейского отделения
2004-2005 и 2005-2006 уч. год.
2004-2005 и 2005-2006 уч. год.
Составитель:
преподаватель священник Димитрий Юревич, канд. богосл.
Цели курса:
- формирование у студентов всесторонних знаний принципов толкования Священного Писания Ветхого Завета с теоретической точки зрения и в историческом контексте;
- понимание студентами актуальности герменевтических проблем в истории христианской Церкви и в современных условиях;
- умение студентов ориентироваться в круге проблем, связанных с толкованием Священного Писания Ветхого и Нового Завета;
- совершенствование общей библейско-богословской и исторической культуры студентов.
- Для достижения указанных целей предусмотрено решение следующих
задач
- :
- изложение учебного материала осуществляется в форме проблемных лекций с освещением актуальных вопросов и сопровождается написанием студентами конспектов лекций;
- контроль знаний студентов предполагается в виде экзамена в конце каждого семестра;
- проведение семинаров и практических занятий с углубленной самостоятельной проработкой студентами важнейших проблем исторической и современной герменевтики.
Межпредметная интеграция: со Священным Писанием Ветхого и Нового Завета, текстологией Ветхого Завета, библейской историей, библейским богословием.
Содержание рабочей программы
Общий объем курса
Курс рассчитан на 4 семестра.
Количество часов: 2 часа в неделю каждый семестр.
Количество лекций: 52 лекции (104 часа).
Количество семинаров или практических занятий: 8 семинаров (16 часов).
Итого: 60 занятий (120 часов).
Курс рассчитан на 4 семестра.
Количество часов: 2 часа в неделю каждый семестр.
Количество лекций: 52 лекции (104 часа).
Количество семинаров или практических занятий: 8 семинаров (16 часов).
Итого: 60 занятий (120 часов).
Раздел 1.
Основополагающие принципы толкования Священного Писания
в христианской Церкви (теоретическая герменевтика)
- Библейская герменевтика в связи с общей герменевтикой. Понятие об общей герменевтике. История общей герменевтики. Библейская герменевтика как самостоятельная дисциплина. Литература по библейской герменевтике.
- Толкование Библии с точки зрения христианской гносеологии и догмата о богодухновенности. Вопрос о толковании Библии с точки зрения гносеологии (соотношение разума и веры). Адекватность толкования Библии. Важность церковного учения о богодухновенности Священного Писания при толковании последнего.
- Буквально-исторический метод толкования Священного Писания. Выделение жанров (поучение или заповедь, историческое повествование, притча, прямое пророчество). Опасность буквализма: важность учета контекста.
- Символическое толкование Священного Писания: притчи. Своеобразность притчи и ее толкование. Обязательное присутствие буквального и символического смыла. Примеры толкования притч. Притча как жанр, переходный к символическому толкованию.
- Типологический (прообразовательный) метод толкования Священного Писания. Вопрос о соотношении прямого и прообразовательного пророчества в Ветхом Завете, мнение проф. прот. А. Рождественского. Характеристика прообразовательного метода толкования Священного Писания как одного из символических методов. Отличие прообразовательного (типологического) метода от прямого пророчества, символа, притчи и аллегории. Пример типологического толкования образа Мелхиседека.
- Символическое толкование: аллегорический метод. Другие случаи необходимости символического толкования. Антропофатизмы и антропоморфизмы. Поэтическая речь. Метод аккомодации. Аллегорический метод. Примеры.
Раздел 2. Иудео-палестинское толкование Ветхого Завета
- Толкование Ветхого Завета иудеями в персидский период. Деятельность Ездры и Неемии. Возобновление Завета. Возникновение метода «мидраша». Отличие мидраша как метода от мидраша как позднего сборника литературных текстов. Примеры толкования по методу мидраша.
- Иудейской толкование Ветхого Завета в Палестине в эллинистический период. Эллинизм как явление культуры. Иудея под властью Птолемеев и Селевкидов. Эллинистические тенденции в палестинском иудаизме. Тора как источник гражданского законодательства в Иудее. Необходимость разъяснения письменного закона. Деятельность книжников (соферим). Основные принципы, согласно которым соферим вносили корректуры (тиккун соферим) в текст Писания. Иллюстрация корректур на конкретных примерах. Необходимость переложений текстов Священного Писания на более понятный язык (возникновение таргумов).
- Галаха и аггада. Возникновение течений фарисеев и саддукеев. Переход от буквального толкования писания в аллегорическое (дераш). Возникновение двух основных направлений в толковании: галахи и агады. Тенденция к буквалистическому пониманию Писания.
- Галаха и ее методы. Необходимость дополнительных толкований для обрядового закона. Выработка определенных правил такого толковния. 13 правил галахического толкования с конкретными примерами.
- Аггада. Определение аггады как особого направления иудейского толкования. Основные принципы аггадического толкования. Примеры аггадического толкования на истории сотворения мира (Быт. 1 глава) и на 2-м псалме.
- Кабалла как дальнейшее развитие буквалистического толкования в средневековом раввинистическом иудаизме.
- Общая характеристика иудео-палестинскаго толкования в его отношении к собственному смыслу содержания Ветхого Завета, особенно – к пророческой, стороне этого содержания (мессианской). Заключительные выводы об иудео-палестинском толковании.
Раздел 3. Методы толкования в рукописях Мертвого моря
- Краткие сведения об истории открытия и составе рукописей Мертвого моря. Сложности в работе над публикациями рукописей в XX веке.
- Герменевтическая проблема происхождения кумранских рукописей. Выход герменевтической проблемы на более высокий уровень: адекватная интерпретация кумранских текстов непосредственно зависит от решения вопроса об их их происхождения. Возможные решения вопроса через идентификацию поселения Кумран (краткий обзор). Вывод в соответствии с современным состоянием кумранологии.
- Континуальные или аккомодационные комментарии; их специфика и значение для библейских исследований. Примеры: а) Комментарий на Аввакума; б) Комментарий на Наума; в) Комментарий на Псалом 37.
- Тематические комментарии. Их важное значение для библейских исследований. а) Флорилегиум (4QFlor); 2) Сборник мессианских цитат (4QTest); в) Комментарий на книгу Бытия.
- Типологические комментарии. Текст «Небесный князь Мелхиседек» (11QMelch).
Раздел 4. Иудео-александрийское толкование Ветхого Завета
- Возникновение аллегорического толкования у иудеев диаспоры, обусловленное положением иудеев в Египте и их отношениями к грекам в эпоху Птоломеев. Стремление иудеев возвысить достоинство ветхозаветной Библии и привнесение к библейскому содержанию элементов содержания греческой философии и мифологии в неканонических произведениях.
- Развитие философско-аллегорического объяснения Ветхого Завета: а) устранение антропоморфизмов и антропопатии в Ветхом Завете (LХХ, Аристовул, Аристей), б) методически проводимый философский аллегоризм (Филон).
- Три течения в иудео-александрийском толковании: 1) крайних аллегористов, доходивших до отрицания необходимости исполнять буквально предписанное в законе, 2) партия буквалистов (меньшинство) и 3) партия умеренных аллегористов (большинство – терапевты, Филон).
- Аллегорическое толкование Филона. Исторические основы его толкования. Характеристика его метода: слабые следы буквального толкования у Филона, двойственность смысла Писания по Филону и его философский аллегоризм: правила филоновой аллегории. Пример филонова толкования истории миротворения. Отношение Иосифа Флавия к Филону в толковании. Заключительные выводы.
Раздел 5. Новозаветное толкование Ветхого Завета
- Толкование Священного Писания Ветхого Завета Господом Иисусом Христом. Особенность, возможность и органичность такого толкования.
- Толкование ветхозаветных Писаний апостолами.
Раздел 6. Святоотеческие методы толкования
- Толкования Писания у мужей апостольских.
- Толкования Писания у апологетов.
- Александрийская школа и ее представители.
- Принципы толкования Писания Оригеном. Его влияние на последующий период. Достоинства и недостатки подхода Оригена.
- Антиохийская школа. Подход антиохийской школы в соотнесении в александрийской. Не конфликт, но дополнение и уточнение. Предшественники Златоуста.
- Толкование Писания Златоустом.
- Методы толкования Писания египетскими подвижниками. Прп. Иоанн Кассианин Римлянин и его деятельность. Приводимые им правила.
- Эдесско-низибийская школа. Ее представители и особенности толкования. Руководство Юнилия Африкана.
- Западные толкователи. Блаж. Иероним Стридонский.
- Западные толкователи. Блаж. Августин Иппонский.
- Тихоний и его правила толкования Писания. Интерпретация их митрополитом Антонием (Храповицким).
Раздел 7. Средневековое толкование
- Толкования на Западе и Востоке с VII по XVI века.
- Проблемы русской старообрядческой герменевтики Писания, а также богослужебных и канонически-правовых текстов Церкви.
Раздел 8. Толкования нового времени: протестантское и католическое
- Протестантская экзегетика XVI-XXI веков.
- Католическая экзегетика XVI-сер. XX века.
- Русские толкования Писания XVII-нач. XX века.
Раздел 9. Современные методы герменевтики
- Историко-критический метод. а) история возникновения, б) принципы, в) описание.
- Историко-критический метод. г)варианты метода, д) примеры.
- Метод литературного анализа: а) риторический анализ, примеры.
- Метод литературного анализа: б) нарративный анализ, с примерами.
- Метод литературного анализа: в)семиотический анализ, примеры.
- Метод целостной интерпретации: а) слова и фразы, б) образы, в) предложения и порядок, г) литературное единство и структура, д) художественное произведение в целом, е) примеры.
- Миф и демифологизация. Миф по Бультману. Миф по М. Элиаде и в современной культурологии.
- Новые западные социально-ориентированные методы: а) социологический метод, б) культурно-антропологический метод, в) филологическо-психологический метод, г) примеры.
- Новые западные социально-ориентированные методы: д) либертинистский подход, е) феминистский подход, ж) примеры.
Раздел 10. Актуальные проблемы герменевтики
и связь с другими богословским дисциплинами
- Проблемы и важность чтения и изучения Библии: а) в жизни Церкви (литургия, пастырская практика), б) в жизни каждого верующего.
- Проблема плюрализма мнений в современном обществе, множественность толкований и единство истины Церковного Предания. Различные переводы Писания. Проблема богослужебного использования русского перевода Священного Писания в Православной Церкви.
- Связь и важность герменевтики для: а) догматического богословия, б) нравственного богословия. Связь принципов толкования и нравственных установок (на примере ряда протестантских общин).
Рекомендуемая литература
- Библия в современном мире: аспекты толкования / Петерсон Ю. и др. М., 2002, 232 с.
- Вайс М. Библия и современное литературоведение. Метод целостной интерпретации. М., 2001, 446 с.
- Гадамер Х.-Г. Текст и интерпретация. http://solaris.surgut.ru/library/rar/philos_506.html
- Гиршман М. Еврейская и христианская интерпретация Библии в поздней античности. М., 2002, 184 с.
- Филарет (Дроздов), свт. О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого LXX толковников и славянских переводов Священного писания. М., 1858.
- Камчатнов А. М. История и герменевтика славянской Библии. М., 1998.
- Корсунский И. Н. Иудейское толкование Ветхого Завета. М., 1882.
- Корсунский И. Н. Новозаветное толкование Ветхого Завета. М., 1885, III + 327 + X стр.
- Корсунский И. Н. Теория аккомодации в отношении к вопросу о новозаветном толковании Ветхого Завета // Чтения в обществе любителей духовного просвещения, 1877, сентябрь.
- Савваитов П. Библейская герменевтика. СПб., 1859, 144 с.
- Смирнов А., прот. Мессианские ожидания и верования иудеев около времени рождества Христова / Ветхозаветные апокрифы. М., 2001, сс. 413–752.
- Трубецкой С. Н.Учение о Логосе в его истории. М., 2000, 654 с.
- Штерн М. Период Второго храма / Очерк истории еврейского народа. Под. ред. проф. Ш. Эттингера, в 2-х томах. Том 1. [Иерусалим,] 1992, сс. 111–208.
- Шиффман Л. От текста к традиции. Иерусалим-М., 2002, 275 с.
- Элиаде М. Аспекты мифа. М., 2001, 240 с.
- Юнгеров П. А., проф. Очерк истории толкования ветхозаветных книг Священного Писания. Казань, 1910, 50 с.
- Юревич Дм., свящ. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. СПб., 2004, 254 с.