10 декабря на кафедре библеистики МДА состоялась очередная встреча участников постоянно действующего научно-богословского семинара Сообщества преподавателей и исследователей Библии «Сотериологическая интерпретация Писания в православной библеистике».
Соорганизаторами семинара выступили кафедры библеистики Московской, Киевской, Санкт-Петербургской и Сретенской духовных академий, Екатеринбургской, Перервинской, Новосибирской, Курской, Тульской, Донской, Коломенской, Николо-Угрешской, Воронежской и Пензенской духовных семинарий, а также Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.
Встреча была открыта докладом доцента кафедры библеистики иерея Дмитрия Барицкого на тему «К вопросу о структуре смысла библейского текста. Опыт систематизации герменевтических процедур в христианской экзегетической традиции». В докладе отец Дмитрий подчеркнул, что семантическая структура библейского текста двусоставна. С одной стороны, библейский автор доступными ему способами шифрует свое послание в виде знаковой системы (текст, состоящий из букв и наполненный образами). Соответственно, текст несет в себе вполне определенное значение, которое укоренено в языке самого автора. Благодаря реконструкции этого значения, можно говорить об авторском замысле. С другой стороны, «смысл» библейского текста рождается заново при каждом новом прочтении.
При этом понять глубинный смысл текста можно лишь в том случае, если читатель-экзегет будет находиться в том же духовном состоянии, что и автор. Вместе с тем смысл Писания разворачивается во времени, он динамичен. Таким образом, святоотеческая экзегеза – это процесс «непрекращающегося семиозиса», т.е. смыслопорождения. В то же время отец Дмитрий отметил, что семиозис святоотеческих толкований имеет свои четкие границы, среди которых «историчность», «соответствие вере», «соответствие нравственности», «соответствие духовному опыту Церкви» и «сотериологичность».
В конце своего доклада отец Дмитрий подвел ряд выводов, которые носят практический характер. В частности, он указал на необходимость продолжать процесс семиозиса и прилагать открытые смыслы к личному духовному опыту, а также актуализировать сотериологически значимые толкования для церковной жизни.
После доклада состоялось обсуждение тех теоретических положений и выводов, которые были изложены отцом Дмитрием.
Своим мнением поделилась старший преподаватель кафедры теологии ПСТГУ Мария Владимировна Таланкина. Она отметила, что, говоря о Священном Писании, мы должны исходить из его «двойного» авторства — Бога и человека. Та смысловая часть текста, которая не помещается в знак и которая была вложена богодухновенным автором, также должна находиться в горизонте значений. Однако, если мы берём в качестве значения, и соответственно авторского замысла, только среднее значение этих знаков, которое было характерно для той эпохи, то все Откровение мы упускаем из виду. Тем самым мы отказываем богодухновенному автору в том, что он вкладывал в свой текст данные Откровения. Мария Владимировна также указала на различие в подходах к исследованию Священного Писания и литературных произведений. Отличие заключается в том, что в библейском тексте есть объективная составляющая в слое интерпретаций, которая была вложена в текст самим богодухновенным автором, чего нет в литературных произведениях, созданных даже самыми гениальными людьми.
После комментария Марии Владимировны дискуссию продолжил заведующий кафедрой библеистики СПбДА протоиерей Дмитрий Юревич. Он сказал о том, что герменевтический круг ни в коем случае нельзя понимать как замкнутую на самой себе систему, ведь известно, что герменевтический круг также называют герменевтической спиралью. Таким образом смысл и значение текста постепенно возводят читателя к новым горизонтам. Читатель не остаётся на одном и том же месте, но постоянно идёт дальше, вникая в текст и открывая для себя новые смыслы. Причем герменевтический круг даёт нам схему историко-филологического метода, который можно найти в трудах как зарубежных исследователей, так и у наших отечественных.
Заведующий библейским кабинетом МДА протоиерей Александр Тимофеев в своем комментарии к докладу подчеркнул, что святоотеческие толкования являются объективными исключительно по той причине, что они основаны на таком методе прочтения библейского текста, как «θεωρία», то есть созерцание, иными словами, боговидение и богообщение. Причем в основе текста лежит не просто символ, а непосредственно сотериологические смыслы.
Также свой комментарий к докладу отца Дмитрия представила профессор кафедры библеистика МДА Розалия Моисеевна Рупова. Она указала на необходимость уточнения понятия «диалогичности восприятия текста», а также на тот факт, что научность не сводима к историко-филологического методу.
Доцент МДА и ПДС Михаил Всеволодович Ковшов также прокомментировал некоторые положения доклада. Михаил Всеволодович отметил, что научный и святоотеческий подходы в области изучения текста Священного Писания и его экзегезы в православной библеистике никак не могут быть противопоставлены. Подобное противопоставление методов возможно лишь в критической школе библеистики, где в ущерб Откровению на первое место выходит чисто рационалистический подход к изучению текста.
Следующим слово взял заведующий кафедрой библеистики МДА протоиерей Олег Мумриков. Отец Олег замечает, что святоотеческая эпоха не закончилась в раннем Средневековье, но она продолжается по сей день. При этом мы обязаны опираться на труды церковных экзегетов XIX-XX веков. Однако здесь возникает вопрос рецепции тех или иных толкований полнотой Церкви. Они должны быть приняты соборным разумом Церкви. Немаловажная проблема заключается и в том, что в науке идёт быстрое развитие и появляются все новые вопросы, которые становится все сложнее разрешать. Можно представить себе, насколько расширилось знание в области археологии, антропологии и иных дисциплинах в период с XIX по XXI век. Это всегда необходимо учитывать при исследовании библейского текста.
Следующая встреча участников семинара запланирована на 26 января 2022 года.
Новость: КБ МДА
Фото: Пресс-служба МДА