Православный календарь

Доцент кафедры библеистики МДА М. В. Ковшов принял участие в конференции «Русская Православная Церковь: просвещение и традиции духовно-нравственного становления человека» Оренбургской духовной семинарии

30 октября 2025 года в Оренбургской духовной семинарии состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Русская Православная Церковь: просвещение и традиции духовно-нравственного становления человека» в рамках XVIII Евразийских Богородице-Рождественских образовательных чтений. 

На секции «Церковь, государство и общество» с совместным докладом выступили доцент кафедры библеистики Московской духовной академии Михаил Всеволодович Ковшов и старший преподаватель, помощник проректора по воспитательной работе МДА Олег Анатольевич Суханов. Тема доклада: «Проблемы духовно-нравственного становления учащихся в современных богословских школах Русской Православной Церкви».

В докладе авторы отмечают, что молодой возраст как студентов, так и их наставников (тьюторов), часто не превышает 20-25 лет. Это приводит к недостатку жизненного и духовного опыта, создавая ситуации «опытного незнания», где теоретические знания не помогают в реальных проблемах. Докладчики предлагают разрешать такие коллизии через педагогические воспитательные ситуации, например, когда друзья провинившегося студента берут на себя ответственность за его нарушение, что способствует накоплению опыта и учит отвечать за слова и действия. Такой подход демонстрирует доверие к студентам, но одновременно воспитывает ответственность, моделируя реальные жизненные сценарии.

Далее выступающие рассказали о правильном применении наказаний, когда воспитатель понимает особенности студента, знает его биографию. Наказания должны быть обязательными, но соразмерными, с акцентом на исправление ошибки. Например, повторное назначение на пропущенное послушание. Понимание биографии учащегося, включая семейный фон, регион проживания и материальное положение, помогает объяснять конфликты, замкнутость или поиск подработок, что может привести к преждевременному окончанию обучения или отказу от сана. Проблема неискренности в общении с администрацией подчеркивается как распространенная, где формальное раскаяние маскирует отсутствие настоящего анализа ошибок.

В заключительной части доклад спикеры обратили внимание аудитории на ошибки, которые может допускать неопытный воспитатель. Например, назначение на сложные послушания неподготовленных студентов, что требует формирования иерархии ценностей: первенство духовной жизни, братство в коллективе и понимание ценности дела. Особое внимание уделяется нарушениям в соцсетях, где воспитателю необходимо проводить проверку мотивов размещения контента для выявления скрытых импульсов, таких как жажда популярности. Итогом становятся три ключевые привычки для студентов: ежедневное приведение в порядок эмоционального состояния через молитву и размышления, навык глубокого продумывания идей, а также социальное взаимодействие с заботой о других, что способствует гармоничному духовному росту.