Апробационная статья.
Чорба Дмитрий
выпускник магистратуры Московской духовной академии
Послание святого апостола Павла к Филимону является самым коротким из книг Священного Писания. Оно насчитывает 25 стихов, 335 слов по греческому тексту.
Главной причиной написания настоящего послания апостолом Павлом послужил проступок беглого раба Онисима, перед своим господином Филимоном, к которому апостол Павел обращает настоящее письмо с целью разрешить сложившую ситуацию в ключе мира Христова, а именно простить виновника, отпустить и воспринять как брата во Христе.
Раскрывая исторический контекст послания святого апостола Павла к Филимону главным образом следует остановиться на проблеме рабства, т.к. оно собственно является главной исторической темой послания.
Ключевые события нашего спасения, воплощение Сына Божьего, искупительный подвиг, и последующая апостольская проповедь произошли в античном обществе более двух тысяч лет назад. Это время характеризуется экономическим расцветом Римской империи, которая расположилась на всю центральную часть планеты. Однако Экономический успех имел обратную, менее приятную сторону –а именно значительный духовный кризис общества.
Личное материально благополучие ставилось во главу угла. Для современников оно имело куда более важное значение, чем здоровье и жизнь другого человека. Более того, ближний рассматривался как инструмент, с помощью которого можно было получить материальные благо. Институт рабства, являлся основным экономическим двигателем Империи. Вся система производства и хозяйства упиралась в рабском труде.
Для освещения проблемы рабства в античности следует немного объяснить предпосылки возникновения данного государственного института.
Происхождение рабства как общественного института, по основной гипотезе, является результатом многочисленных войн, когда победители брали в плен поверженных врагов, и вместо предания казни могли их обратить в своих слуг. Так мы видим, что к моменту античного периода в греко-римском обществе рабство было воспринимаемо как нечто само собой разумеющееся. Греческий библеист проф. Иоанис Каравидопулос отмечает, что «во время императора Августина их численность составляла не менее половины всего населения Римской империи».
Принцип порабощения внешних рабов распространился и на внутренних. Так для людей того времени, совершивших особо тяжкие преступления, одной из мер наказания было именно порабощение. Профессор В. И. Кузищин указывает, что позднее этот принцип в основном стал применяться к людям совершивших финансовые преступления. Их обращали в так называемое «долговое рабство».
Подтверждением установившегося уклада в античной истории, мы находим в том числе в Новом Завете, когда Господь Иисус Христос для выражения евангельской истины о необходимости прощать, привел слушателям пример из жизни одного должника, который занял у господина значительную сумму денег. Но, как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить (Мф. 18, 25). Из этого мы видим, что за проступок (невозвращенный долг) главы семьи, могли поработить всех домочадцев, включая его самого.
С течением времени явление рабства стало расширяться ещё по нескольким причинам. Помимо пленения внешних врагов и порабощения внутренних за большие преступления, нередко в рабство шли сами люди. Основной причиной тому были голод, нищета и бедность. Богатые люди имели большие угодья и поля. Для их возделывания они прибегали к рабскому труду, а взамен давали последним возможность кормиться от урожая.
Число невольников нередко увеличивалось за счет детей, рожденных в союзах рабов родителей.
Историк профессор Роберт Напп сообщает нам, что в те времена существовали (специальные) группы торговцев рабами, которые, как правило, закупали их у похитителей. Эти похитители ходили «целыми ордами в устрашающей одежде воинов или варваров. С дикими воплями они совершали набеги на отдаленные сельские поселения и силой угоняли людей, которых потом продавали работорговцам». А они в свою очередь торговали ими на рынке.
Положение рабов в античности.
Относительно положения рабов в античности следует сказать, что оно было весьма плачевным. Конечно, бывали исключения милостивого и ласкового обращения хозяев с рабами, но это явление было весьма редким. Отношение к рабам, зачастую, носило потребительский характер. Как пишет проф. Иоанис Каравидопулос, к рабам отношение было как к «одушевленному орудию труда».
Рабы имели весьма ограниченные права, которые, как правило, не превышали власть господ, от которых полностью зависела их жизнь. По закону раб не мог иметь никакой собственности. Рабов продавали и покупали. Во времена апостолов, в Риме, 600 сестерций за рабыню считалась дешёвой платой». За «способного юношу, здорового и знающего греческий язык плата была в четверо дороже».
Нередко в то время можно было увидеть закованных невольников, то есть прикованных цепями. До императора Адриана рабы не могли создавать семьи, рождать детей по собственному желанию. Они могли подвергаться казни только из-за одного желания хозяина. Часто рабов подвергали кастрации. Что есть, пить, как ночевать - все эти вопросы полностью зависели от патрона, который мог радеть о невольнике или же оставить его без заботы. Не редкостью было увидеть, как патроны бросали своих подопечных на съедание диким зверям.
Распространенным заработком для римских рабовладельцев была продажа рабов как leno – в случае рабы женского пола, либо lanista – в случае мужского.
Такая ситуация просуществовала до II века, когда император Адриан издал указ, запрещающий продажу рабов в leno, и соответственно lanista, а также запрещалась (как говорилось выше) «казнь раба по одной только воли хозяина, без согласия префекта стражи».
Суровые обращения с рабами нередко сопровождались массовыми восстаниями. Так в I веке до Р.Х. тяжелые восстания прогремели в Риме. Следует отметить, что на западе империи было характерно более суровое отношение к рабам, чем на востоке.
Не выдерживая тяжелые условия, рабы нередко предавались бегству. Но с этого момента их участь, как правило, только усугублялась. Им необходимо было питаться и где-то ночевать. Свободное передвижение было ограничено и опасно, т.к. в Империи, существовала специальная полицейская структура – т.н. fugitivarii, в обязанности которой входило разыскивать и вылавливать беглых рабов.
В трудах Эпиктета мы встречаем описание внутренних мучений беглецов: он пишет: «где бы (они т.е. рабы) не находились, хотя бы и в театре, тряслись от страха быть схваченными».
Печальным явлением в Риме был отказ со стороны господ лечить больных и пожилых рабов. По распространённому обычаю «их вывозили на остров Тибр и там оставляли на произвол судьбы без всякой помощи».
Следует отметить, что отношение к рабам не везде и не всегда было одинаковым. Многое зависело от нравственных качеств патрона и от общества, в котором жил раб. По временам императоры, издавали указы, сдерживающие власть господ над невольниками. Так в середине I в. императором Клавдием было постановлено, что «больные или немощные рабы, брошенные хозяином, автоматически отпускаются на свободу», а чуть позже, при Домициане, был издан указ, «запрещающий кастрацию рабов, грозя хозяевам, нарушившим этот запрет, конфискацией половины имущества». Но такие меры со стороны императора, по мнению исследователей, могли преследовать цель обогащения императорской казны за счет рабовладельцев.
Из ранних источников мы узнаем, что в определенных областях к рабам было принято относится менее сурово: например в культурных Афинах.
Среди античных сочинений мы также находим свидетельства о заботливом отношении к невольникам. В.И. Кузищин указывает, что некоторые хозяева следили чтобы рабы питались перед уходом на работу. Не оставляли также без внимания рацион последних, который включал в себя: хлеб, вино, соленые овощи, маслины.
Заботливые патроны со вниманием также относились к здоровью рабов. «По возвращении невольников с работ, их осматривал вилик (врач). Он должен был определить, кто переутомился сверх меры, и немедленно отвести его в лечебницу».
Данные меры предпринимались патронами для обеспечения эффективности хода работ, выполняемых рабами. Хорошо питающийся и здоровый раб приносил доход куда больше нежели больной.
Данные меры часто носили исключительно корыстный характер. Об этом можно судит по тому, как больным рабам давали меньший паёк, ведь они не приносили доход. Ценность раба была актуальна ровно до того момента, как он переставал быть эффективным. Поэтому по римскому законодательству отпуск на свободу раба был возможен только при достижении им 30-летняго возраста. К этому времени раб как правило истощал все свои силы, переставал быть здоровым и эффективным.
Интересен факт, что некоторые хозяева давали рабам право на образование. Среди ученных личностей, имевших рабское происхождение, можно отметить древнегреческого философа-стоика Эпиктета, историка и писателя Флегона, жившего при императоре Адриане, и других.
Как мы знаем из послания ап Павла к Филимону, последний был состоятельным человеком, рабовладельцем. По основной гипотезе он жил в Риме, столице Империи, где как нигде в другом месте процветало рабство, и вышеописанные реалии рабского удела составляли норму жизни. Это было глубоко закоренено в общественном сознании.
Подводя итог настоящему доклады, мы не можем не восхищаться, не только поступку Филимона – из предания мы узнаем, что Онисим был отпущен на свободу, и позднее стал епископом, но и самому факту просьбы апостола, достаточно смелой. Ведь в закоренелом обществе где раб представляет собой орудие труда, просить о отпуске на свободу невольника, совершившего преступление без рациональных, законных причин, но исходя исключительно только из любви, является изряда вон выходящим, смелым, и возможным только для Христианской любви поступком.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники:
- Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.:
Издание Московской Патриархии, 1990. – 1372 с.
Литература:
- Браун Р. Введение в Новый Завет. В 2 т. Т. 2. / Пер. с англ. М.: Изд.
ББИ, 2007. - 561 с. - Каравидуполос И.Введение в Новый Завет. М.: Издательство
ПСТГУ, 2009. - 367 с. - Каркопино Ж. Повседневная жизнь Древнего Рима. Апогей империи/ Жером Каркопино; пер. с фр. И. И. Маханькова. М.: Издательство АО "Молодая гвардия", 2008. – 420 с.
- Кинер К.Библейский культурно-исторический комментарий. Ч. 2.:
Новый Завет. СПб.: Мирт, 2005. – 733 с. - Кузищин В. И. Античное классическое рабство как экономическая система. М.: издательство МГУ, 1990. – 270 с.
- Напп Р.Скрытая жизнь Древнего Рима. Рабы и гладиаторы, преступники и проститутки, плебеи и легионеры… Жители Вечного города, о которых забыла история. М.: «Центрполиграф», 2017. – 351 с.
- Сергеенко М.Жизнь Древнего Рима. М.: издательство "Наука", Москва-Ленинград, 1964. - 340 с.