Православный календарь

ИСТОРИЯ БИБЛЕЙСКИХ СТРАН

Московская духовная академия
Кафедра библеистики

Программа по курсу
ИСТОРИЯ БИБЛЕЙСКИХ СТРАН

для студентов I курса МДА библейского отделения
2004-2005 уч. год.

Составитель:
преподаватель Борис Евгеньевич Александров, канд. ист. н.

Цель лекционного курса "История библейских стран" состоит в ознакомлении студентов отделения библеистики с историческим развитием тех народов древнего Востока, которые формировали культурное и политико-экономическое окружение древнееврейского этноса, создателя Ветхого Завета. Термин "окружение" в данном контексте понимается в широком смысле. Это подразумевает, что курс охватывает не только историю сирийско-палестинского региона в древности, но и материал по "классическим культурам древнего Востока": шумеро-вавилоно-ассирийской и египетской. Кроме того, его неотъемлемой частью должна стать и история регионов древнего Востока, ранее считавшихся "периферией" "речных цивилизацией", но теперь рассматривающихся в науке как вполне самобытные цивилизационные центры: хурритские и аморейские государства Верхней Месопотамии III—II тыс. до н. э., Малая Азия и Армянское нагорье III—I тыс. до н. э., древние государственные образования на территория Ирана. Верхней хронологической границей курса является рубеж IV—III тыс. до н. э. как время возникновения древнейших государств на Востоке, нижняя хронологическая граница совпадает с завоеванием Ахеменидской державы Александром Македонским, после которого Восток начинает новый, "эллинистический" этап своего развития.

Задачей курса является последовательное освещение истории указанных регионов древнего Востока, по возможности, с учётом последних достижений ориенталистики. Курс имеет две части, посвященные ранней (III—II тыс. до н. э.) и поздней (I тыс. до н. э.) древности. Внутри каждой из частей изложение строится по регионально-хронологическому принципу: каждому региону посвящается блок лекций, внутри которого изложение последовательно идёт от раннего к позднему периоду.

Методологическая основа курса предполагает обращение к значимым теоретическим разработкам отечественной историографии XX в., прежде всего к концепции периодизации и классификации древневосточных обществ, созданной И. М. Дьяконовым.

Содержание рабочей программы

          Общий объем курса
Курс рассчитан на 2 семестра.
Количество часов: 2 часа в неделю каждый семестр.
Количество лекций: 24 лекции (48 часов).
Количество семинаров или практических занятий: нет.
Итого: 24 лекции (48 часов).
  1. Вводная лекция. Хронологические и географические рамки курса. Основные подходы к изучению древневосточной истории.
    Смысл термина "библейские страны". Хронологические рамки курса, их варьирование в зависимости от региона (кон. IV тыс. до н. э. — I в. н. э.). Географический охват курса. Природные условия на древнем Ближнем Востоке. История изучения древнего Востока в европейской науке. Основные историографические направления. "Панвавилонизм": Ф. Делич, X. Винклер. Панвавилонизм и библейская критика. Преодоление панвавилонизма усилиями умеренного направления: А. Даймель. Исследования древнего Востока в России XX в. Теория Дьяконова и другие попытки марксистского осмысления древневосточной истории. Общие черты развития древневосточных стран. Ном как первичная форма государственности. Община. Деспотия. Особенности религии и мировоззрения в ранней и поздней древности.
  2. Возникновение государства в долине Нила. Египет эпохи Раннего и Древнего Царства.
    Природные условия древнего Египта. Региональное членение: Верхний и Нижний Египет. Египет как компактная страна с чётко прочерченными естественными рубежами. Изоляция Египта, предопределённая его естественно-географическими условиями и отсутствием сопоставимых по уровню развития соседних народов. Значение этого факта для культурной и политической истории Египта. Ресурсы нильской долины. Нил и режим его разливов. Основные сельскохозяйственные культуры. Папирус. Бедность месторождениями металлов и крупными породами дерева. Влияние этого факта на экономику и политику страны. Древние названия страны. Современный хороним "Египет" и его этимология. Египет доисторического времени (до сер. IV тыс. до н. э.). Появление земледелия и скотоводства на территории Египта ок. X-IX тыс. до н. э. VI-V тыс. до н. э. - наступление засушливого климата в Северной Африке. Превращение Сахары из пустыни в саванну. Распад афразийской общности. Начало миграций предков египтян исторической эпохи на территорию долины Нила. Внешний облик египтян. Неолитические поселения этого этапа (Меримде-Бени-Саламе в Дельте, Таса и Бадари в Среднем Египте). Соседи египтян: нубийцы и ливийцы. I до династический период (1-я половина IV тыс. до н. э.), сложение ирригационной системы. Общинный строй. II додинастический период (ок. XXXVI-XXXI вв. до н. э.). Укрупнение поселений, начало урбанизации. Возникновение рисуночной письменности. Предметы с восточными мотивами в погребениях этой эпохи. Гипотеза "додинастической расы". Номы как первичная форма государственности в Египте. Их общее количество. Начало процесса объединения Египта. Ситуация "двоецарствия" к XXXII в. до н. э.: Иеранкополь (юг Верхнего Египта) и Тинис (центральная и северная части Верхнего Египта). Объединение всего Верхнего Египта царём Тиниса Нармером ок. XXXI в. до н. э. Царь как правитель-военачальник. Сакрализация власти. Предопределённость политической интеграции египетских номов "по цепочке" в силу географических условий. Объединение Верхнего и Нижнего Египта Менесом. Строительство Мемфиса на границе двух территорий. Перемещение туда политического центра страны. Раннее царство (сер. XXXI-кон. XXVIII вв. до н. э.) и правление I-II династии. Понятие "царства" как времени политического единства и стабильности в стране. Царские гробницы в Абидосе и в районе совр. Саккара. Уровень развития производственных отношений. Внешние связи царей I-II династии. Смена династий во второй половине XXIX в. до н. э. Перемещение центра в Нижний Египет. Отождествление царей с Хором. Сер. XXVIII в. до н. э. "религиозная реформа" царя Сехемиба: переориентация царского культа на бога Сета, мифологического противника Хора. Верхний Египет как база Сехемиба-Перибсена. Распад единства страны. Его восстановление при последнем царе II династии Хасехемуи. Древнее царство (кон. XXVIII-XXII вв. до н. э.). Фараон Джосер и его строительная деятельность. IV династия как династия строителей пирамид. Цари Снофру, Хуфу, Хафра, Менкаура. Их правления как время максимальной централизации египетского государства. Предание о закрытии храмов при царе Хуфу. V и VI династии. Выдвижение культа бога Ра при V династии. Внешние связи Египта эпохи Древнего Царства, основные направления: Ливия, Нубия , Синай. Проникновение в Южную Палестину при VI династии (конец XXIV - начало XXII вв. до н. э.). Египетское государство и общество в III тыс. до н. э. Сакральная фигура царя. Работники крупных государственных и храмовых хозяйств как основной общественный слой. Характер их эксплуатации. Немногочисленность частновладельческих рабов бак. Бюрократия, структура чиновничьего хозяйства. Рост независимости храмов и номовой знати в конце правления VI династии. Экологический кризис. Распад единства страны в начале XXII в. до н. э. (начало правления IX династии синхронной гераклеопольской VIII династии). [При подготовке лекций по истории древнего Египта были использованы материалы к. и. н. доц. И. А. Ладынина.]
  3. I Переходный период и эпоха Среднего Царства в Египте.
    Экологический кризис в конце III тыс. до н. э. Его последствия для политической, социальной системы и мировоззрения египтян. Фаза I Переходного периода как первой эпохи децентрализации и внутренней нестабильности (нач. XXII - конец XXI вв. до н. э.). Осмысление социальной катастрофы в политической литературе ("Речение Ипусера", "Пророчество Неферти"). Переоценка роли царя, признание принциальной возможности смены династии в случае неподдержания её представителями порядка-"маат". Политическая ситуация 1 Переходного периода: IX-X династии на севере с центрами в Гераклеополе и Мемфисе и соперничающая с ними XI фиванская династия. Объединение Египта ок. 2020 г. по властью Ментухотепа II из Фив. Масштабное строительство при нём. Период Среднего царства (2020 г. - первая половина XVII в. до н. э.). Правление XII династии (1976-1794 гг. до н. э.). Перенос столицы основателем династии Аменемхетом I (1976-1947 гг. до н. э.) в г. Иттауи на рубеже Верхнего и Нижнего Египта. Ирригационные работы в районе Фаюмского оазиса, их значение для укрепления власти царя. Возобновление египетской экспансии на юг в Нубию и в Азию. Сенусерт III (1872-1853 гг. до н. э.) как наиболее удачливый завоеватель эпохи Среднего царства. Античные легенды о Сесострисе. Сложность консолидации центральной власти. Её упрочение при последнем крупном представителе XII династии Аменемхете III (1853-1806 гг. до н.э.). Завершение строительных работ в районе Фаюмского оазиса. Заупокойный храм Аменемхета III ("Лабиринт" античных авторов). Древнеегипетское общество периода Среднего царства. Слой зависимого населения "хемуу несу", система государственного распределения рабочей силы через смотры. Отход от практики крупных государственных и должностных хозяйств, использующих труд подневольных работников, сведённых в отряды. Раздача зависимым работникам небольших участков земли и их эксплуатация посредством изъятия ренты. Конец Среднего царства (ок. 1793 - нач. XVII в. до н. э.). XIII династия, происходящая из Фив. Её разделение на несколько правящих ветвей. Приход к власти в Западной Дельте XIV династии с центром в г. Ксоис на рубеже XVIII-XVII в. до н. э. Завоевание Египта союзом западносемитских кочевых племён шасу (гиксосами египетской и античной традиции), в первой половине XVII в. до н. э., ок. 1680-х гг. до н. э. Начало гиксосского владычества, продлившегося до сер. XVI в. до н. э. Создание обширной гиксосской державы от Евфрата до 3 нильского порога. Легенда об Иосифе Прекрасном, её привязка к гиксосскому времени. "Импорт" гиксосами новых военных технологий: конного дела и использвования боевых колесниц. Возрастание роли культа Сета как покровителя чужеземных стран и их народов, в том числе гиксосов. Существование самостоятельной XIV династии в Западной Дельте при гиксосах. Фиванский ном и распространение власти его правителей на окрестные области. Противостояние фиванского правителя Секененра с гиксосским царём Апопи III Ааусерра. Принятие сыном Секененра Камосом царского титула (ок 1570-х гг.) и начало борьбы против иноземного ига. Фактическое основание Камосом новой XVII династии, к которой позднее были отнесены его предшественники на фиванском престоле. Завоевание Камосом Куша. Яхмос I (ок. нач. 1560 - кон. 1540-х гг. до н.э.), брат и преемник Камоса на египетском престоле. Взятие им гиксосской столицы Авариса в Дельте и овладение опорным пунктом гиксосов в Палестине - городом Шарухен. Начало периода Нового царства в Египте (сер. 1550-х - 1075 гг. до н. э.).
  4. Египетская держава Нового царства. Религиозная реформа Эхнатона.
    Переход владений гиксосов к Египту в сер. XVI в. до н. э. Причины внешнеполитических успехов первых царей XVIII династии: внедрение колесничного войска, развитие военного флота. Изменения в оценке роли царя. Выдвижение культа солнечного бога Амона-Ра. Геополитическая ситуация в Восточном Средиземноморье накануне правления Хатшепсут: усиление верхнемесопотамского государства Митанни. Тутмос II (ок. 1503- 1490 гг. до н. э.), женитьба на сводной сестре Хатшепсут. Правление Хатшепсут (ок. 1490-1468 гг. до н. э.), строительная деятельность и экспедиции за материалами. Вступление на престол законного наследника Тутмоса II Тутмоса III (1468-ок. 1410 гг. до н. э). Решающая фаза египто-митаннийского противоборства. Битва при Мегиддо 1468 г. до н. э. и последующие походы Тутмоса III в Сирию. Урегулирование конфликта при Тутмосе IV ок. 1410 г. до н. э. Создание "амарнской системы миропорядка". Территориальные приращения Египта в Азии по соглашению 1410 г. до н. э. - Палестина и южная и центральная Сирия. Аменхотеп III (1402-1365 гг. до н. э.): мир на внешних рубежах и поиск новых опор в обществе помимо традиционно поддерживающих фараона сил - жречества Амона-Ра и войска. Усиление позиций незнатных служилых людей. Возвышение культа Ра-Харахте и Атона. Аменхотеп IV / Эхнатон (1365-1349 гг. до н. э.), амарнская реформа. 1361 г. - отождествление Ра-Харахте и Атона. 1359 г. - перенос столицы из Фив в Ахетатон. Особенности культа Атона. Социальная опора реформы Эхнатона - немху. Начало борьбы с культами других богов в 1356 г. до н.э., резкий разрыв в 1353 г. до н.э. Крах египетской державы в Азии как возможный импульс для крутого изменения религиозной политики. Преемники Эхнатона Семнехкара (1349-1348 гг. до н. э.) и Тутанхамон (1348-1338 гг. до н. э.) и постепенное сворачивание амарнской реформы. Перенос столицы в Мемфис. Эйе (1338-1334 гг. до н.э.), последний фараон XVIII династии. Начало масштабного хетто-египетского противостояния. Выдвижение Хоремхеба (1334-1306 гг. до н.э.), рейд к Каркемишу и договор с Мурсили II, по которому Египет терял все азиатские владения за пределами Синая. Рамсес I, основатель XIX династии (1305-1304 гг. до н. э.). Сети I (1304-1290 гг. до н. э.). Завоевание им Палестины и Южной Сирии у хеттов. Окончательное проклятие амарнской эпохи. Рамсес II (1290-1224 гг. до н. э.) и завершение хетто-египетского противостояния при нём. Битва при Кадеше 1285 г. до н. э. Мирный договор 1271 г. до н. э. Строительная деятельность Рамсеса II: Пер-Рамсес, пещерный храм в Абу-Симбеле. Проблема пребывания азиатских этносов в Египте XIII в. до н. э. Вероятное соотнесение исхода древних евреев с правлением Рамсеса II. Мернептах (1224-12145 гг. до н. э.). Первая волна нашествия "народов моря". Конец XIX династии. Сетнахт (1192-1190 гг. до н. э.), основатель XX династии. Вторая волна нашествия "народов моря". Рамсес III (1190-1159 гг. до н.э.) как последний значительный правитель Нового царства. Распад Египта на две части - Фиванскую область и Танис ок. 1075 г. до н. э.
  5. Поздний Египет.
    III переходный период (1075-656 гг.до н.э.) XXI династия с центром в Танисе (1075-945 гг. до н.э.), контролирующая Нижний и Средний Египет. Юг, контролируемый преемниками Херихора из Фив. Ливийские цари (945-втор. пол. VIII в. до н. э.) (XXII династия): Шешонк I (945-924 гг. до н. э.), палестинский поход Шешонка в 925 г., захват Иерусалима; Осоркон I ("Зерах-кушит") и его неудача в борьбе с царём Иудеи Асой (ок. 897 г. до н. э.). Ассирийская угроза, участие Египта в битве при Каркаре в 853 г. до н. э. Внутридинастический кризис ок. 818 г. до н.э. Распад номинального единства Египта, XXIII династия с центром в г. Леонтополь в южной Дельте. Нубийское завоевание Египта в 729-728 гг. до н. э., фараон Пианхи. Кратковременное правление XXIV династии: Тефнахт и Бокхорис (727-715 гг. до н.э.), законы Бокхориса против долговой кабалы. Низложение Бокхориса нубийским правителем Шабакой. XXV, нубийская, династия (715-656 гг. до н.э.), Тахарка как её наиболее яркий представитель (690-664 гг. до н.э.). Ассирийское завоевание 674 и 671 гг. до н.э. Период "додекархии". Саисские цари Нехо I и Псамметих I, формальный контроль ассирийцев над страной. Объединение Египта под властью Псамметиха I (656-610 гг. до н. э.) в 656 г. до н. э. Начало "саисского возрождения" (656-525 гг. до н. э.). Наёмничество как одна из основных опор новой династии. Первое плавание вокруг Африки ок. 600 г. до н. э. Ок. 665 г. заключение союза с лидийским царём Гигесом. Ослабление Ассирии в последней трети VII в. до н. э. Синхронное возобновление египетской экспансии в Восточном Средиземноморье. Нехо II (610-595 гг. до н.э.). Союз с Ассирией против Нововавилонского царства. Египетские завоевания в Сирии вплоть до Евфрата (Каркемиш). Поражение иудейского царя Иосии при Мегиддо ("Армагеддон"). Успехи Псамметиха в Нубии. 605 г. до н. э. уничтожение вавилонянами египетского гарнизона в Каркемише. Вытеснение египтян из Восточного Средиземноморья. Восстание проегипетски настроенной Иудеи в 586 г. до н. э.: разрушение храма Яхве в Иерусалиме, депортация царя, его двора и части населения. Вмешательство Вавилона во внутриегипетские дела, смещение фараона Априя (587-570 гг. до н. э.) его военачальником Амасисом при прямой поддержке Навуходоносора II. Амасис (567-525 гг. до н. э.). Отказ от договорённостей с Вавилоном и начало самостоятельной внешней политики. Захват Кипра ок. 560 г. до н. э. Филэллинство Амасиса. Попытка восстановления Амасисом централизованного хозяйства. Сер. 550-х гг. до н. э. возобновления военного союза с Лидией. Персидские завоевания в Передней Азии: 549 г. - Лидия, 530-е гг. - Вавилон. Попытка опереться на союз с о. Самосом и отказ от неё. Неизбежность персидско-египетского столкновения. Легенда о родстве Ахеменидов с Априем. Завоевание Египта персами в 525 г. до н. э. Египетская и античная традиция о завоевании Египта. Период первого персидского владычества (525-404 гг. до н. э.) Включение Египта в административную структуру Ахеменидской державы при Дарий I (518 г. до н. э.) "Личная уния" Дария с Египтом. Восстание 486-484 гг. до н. э. и его подавление Ксерксом. Восстание Инара 460 г. до н. э. Изгнание персов в 404 г. фараоном Амиртеем (XXVIII саисская династия). Нектанеб I (380-363 гг. до н. э.), основатель XXX династии. Отражение персидского вторжения. Союз с Афинами и Спартой. Тахос (363-361 гг. до н. э.) и его чрезвычайные налоговые меры. Вторжение в 343 г . войск Артаксеркса III в Египет и начало периода второго персидского владычества (343-332 гг. до н. э.). Македонское завоевание Египта в 332 г. до н. э. Судьба страны в эллинистический, римский и раннесредневековый период. Структура древнеегипетского общества в I тыс. до н. э. Фактическая самостоятельность хозяйств храмов и номовой знати. Интенсификация денежного обращения. Рост кредитных операций. Долговая кабала. Эволюция профессиональных разрядов в замкнутые "касты". Религия и идеология Позднего Египта: снижение в сознании людей роли царя как посредника между миром людей и богов. Падение роли культов солнечных божеств. Возрастание престижа культов отдельных номов, а также общеегипетских божеств Осириса и Исиды. Бог Сет как олицетворение зла, противостоящего добру, воплощаемому Осирисом. Ностальгия египтян по славному прошлому, идеализация Древнего Царства.
  6. Религия и культура древнего Египта.
    Базовые черты египетской культуры. Письменность: иероглифика, иератика, демотика, коптское письмо. Древнеегипетская литература. Отсутствие эпоса. Жанр поучений. Поучение Птаххотепа (ок. XXIV в. до н. э.). Идеал человека и чиновника по Поучению Птаххотепа. I Переходный период и Среднее царство как расцвет древнеегипетской литературы. Описания бедствий Египта: "Речение Ипусера", "Пророчество Неферти"; политические трактаты "Поучение гераклеопольского царя", "Поучение Аменемхета I"; сюжетные произведения с описанием отношений между царём и поддаными: сказки папируса Весткар, "Повесть о Синухете". Формирование классического среднеегипетскогно языка. Литература Нового царства: военная деятельность государства как преобладающая тема (сказка о Секененра и гиксосском царе Апопи, сказка о взятии полководцем Джхути крепости Яффы, анналы Тутмоса III). Появление новых жанров, в том числе любовной лирики (тексты т. н. папируса Харрис 500). Уход от действительности и воспоминания о прошлом как характерные черты литературы I тыс. до н. э. Цикл сказаний о фараоне Сесострисе, соединившем в себе черты Сенусерта III и Рамсеса II. Сказания о Сатни-Хаэмуасе. Эпос о Петубасте. Представления о мире древних египтян. Различные варианты космогонии: Гелиополь - солнечный бог Ра, слившийся с Атумом, как бог-творец мироздания; Мемфис - Птах как бог-демиург. Категории "маат" ("правда, справедливость") и "исефет" ("зло"). Представления древних египтян о "спутниках" живых существ и предметов - "ка" и "рен". Древнеегипетские представления о загробной жизни. Средства обеспечения благого зафобного существования. Бальзамирование. Анубис как покровитель этой технологии. Другие "составляющие" в обеспечении зафобной жизни: фобница, статуя, регулярное отправление ритуалов и необходимый для этого штат жрецов. Представления о зафобном мире, связанные с Осирисом. Суд Осириса. Зафобная участь в царстве Осириса. Труд на полях Иару. Изобретение "средств" облегчающих прохождение суда Осириса в период Среднего царства: оправдательные тексты, вошедшие в состав Книги Мёртвых. Усложнение представлений о зафобном мире в Среднее царство. Осирис как воплощение благого и живтворного начала в I тыс. до н. э. Распространение культа Осириса по всему Средиземноморью. Представления о царской власти. Искусство. Древнее царство как эпоха расцвета монументального строительства. Архитектура Среднего царства (скальные фобницы в Бени-Хасане). Новое царство: фиванский комплекс в Луксоре и в Мединет-Абу. Искусство эпохи Амарны: скульптурный потрет Нефертити. Гробница Тутанхамона. Скальный храм в Абу-Симбеле. Скульптурный портрет в эпоху "саисского возрождения". Монументальное строительство в канун эллинистического времени. Комплекс в честь бога Тота в городе Гермополь.
  7. Древнейшая Месопотамия. Становление государственности Шумера.
    Термин "Месопотамия", его значение. Природные условия долины Тифа и Евфрата. Рельеф, климат. Нижняя Месопотамия (Двуречье) как территория ирригационного земледелия. Верхняя Месопотамия как зона неполивного земледелия. Древнейшие археологические культуры на территории Месопотамии. Шанидар (ок. XI-IX тыс. до н. э.), Джармо (VII тыс. до н. э.). Миграция земледельческих племён в долины рек: хассунская (VI тыс. до н. э.) и халафская (V тыс. до н. э.) культуры Северной Месопотамии. Становление ирригационного хозяйства в Южной Месопотамии: культура Убейд (район Ура; V - первая половина IV тыс. до н. э. протописьменный период в Южной Месопотамии (культуры Урук и Джемдет-Наср - конец IV - начало III тыс. до н. э.): образование номовых государств и зарождение двухсекторной экономики. Древнейшая этнолингвистическая ситуация в Двуречье. Протоевфратская и прототигридская лексика в шумерском языке, субареи как предполагаемый субстрат Нижней Месопотамии. Проблема шумеров. Периодизация истории Месопотамии в целом. Периодизация истории III тыс. до н. э. Раннединастический период в Южной Месопотамии (XXVIII-XXIV вв. до н. э.). Развитие ирригационного земледелия и индустрии металлов. Основные номовые государства: общие черты их структуры (сосуществование общинных органов власти и персональной власти правителя - энси). Государства-гегемоны: Киш, Урук (легендарный Гильгамеш), Ур (шахтные гробницы I династии Ура), Лагаш, Умма. Войны с Эламом. Храмовые хозяйства Раннединастического периода. Тенденция к совмещению военной власти и контроля над храмовым хозяйством. Ситуация в Лагаше периода Лугальанды и УруКАгины (конец XXIV в. до н. э.). Лугальзаггеси и первая попытка военного объединения Южной Месопотамии.
  8. Первые деспотические государства Месопотамии: держава династии Аккада и III династии Ура.
    Династия Аккада и создание первой деспотии в Месопотамии. Саргон Древний (ок. 2316-2261 гг. до н.э.): завоевание Верхней Месопотамии, разгром правители Уммы Лугальзаггеси, завоевание номов Нижней Месопотамии и ликвидация их самостоятельности. Харизматический характер власти Саргона. Социальная опора Саргона и его преемников - ополчение свободных общинников, видящих в общерегиональной деспотической монархии защиту от произвола номовых властей. Повышение нормы эксплуатации персонала государственно-храмового сектора за счёт перевода его с наделов на паёк; расширени государственного сектора за счёт скупки общинных земель ("Обелиск Маништусу"). Римуш и Маништусу: борьба с мятежами номов. Нарам-Суэн: войны с Эламом, Эблой; изменение титулатуры ("царь четырёх стран света". Фигура Нарам-Суэна в аккадской литературной традиции. Вторжение кутиев и падение династии Аккада. Временное возвышение Лагаша при Гудеа за счёт сотрудничества с оккупантами. Движение за освобождение Шумера: восстание Утухенгаля и Ур-Намму против кутиев. Ур-Намму и создание царства III династии Ура (кон. XXII-XXI вв. до н. э.). Выбор пути развития: продолжение линии Саргона в политике и сохранение старошумерских традиций в экономике. Слияние и унификация храмовых и правительственных хозяйств Южной Месопотамии в рамках единого государственного хозяйства; эксплуатация илотов, сведённых в рабочие отряды и сидящих на минимальном пайке; всеобъемлющая система учёта и контроля; ограничение частных сделок, в т. ч. с землёй. Создание обширного бюрократического аппарата. Сохранение общинного сектора. Упорядочение пантеона; обожествление царей (Шульги); создание официальной доктрины "царственности". Нашествие амореев. Создание I династии Иссина; завоевание Ура эламитами. Распад централизованной бюрократической структуры III династии Ура.
  9. Месопотамия в первой половине II тыс. до н. э.: век аморейских государств и возвышение Вавилона при династии Хаммурапи. Аморейские пастушеские племена на периферии месопотамской равнины в нач. II тыс. до н. э. Возникновение аморейских династий в ряде номов Месопотамии (Ларса, Вавилон, Мари, Шубат-Эллиль) и борьба между ними. Обрушение прежней централизованной системы хозяйства, основанной на массовой эксплуатации подневольных работников. Неэффективность прежней системы учёта и контроля и невозможность её восстановления под властью амореев, не имевших собственной государственной традиции. Передача земли в частные владения. Подъём хозяйственной активности и рост производства. Возобновление международной торговли. Повышение значения кредита и ростовщичества, связанные с этим экономические угрозы общине - долговое рабство и обезземеливание. Меры государства для борьбы с ними. Старовавилонский период в Месопотамии (правление I Вавилонской, или Аморейской династии, 1894-1595 гг. до н. э.) Хаммурапи как наиболее значительный представитель династии (1792-1752 гг. до н.э.). Покорение основных номов и территориальных царств Нижней и Верхней Месопотамии (Урук, Эшнунна, Ларса, Мари). Введение административного контроля государства над храмами. Административная реформа: раздел страны на области, введение подотчётности царским чиновникам глав общин рабианумов, учреждение должностей управляющих царским земельным фондом и областями в целом - шапир-матимов и шакканаккумов. Судебная реформа. Законы Хаммурапи. Основные категории населения: авилумы (полноправные общинники), мушкенумы (персонал государственных хозяйств), вар думы (рабы). Регламентация процентной ставки и ограничение долгового рабства. Распространение рабства; частичная правоспособность рабов. Принципы и приёмы судопроизводства (запрет изменения судебного решения судьёй, принцип талиона, ордалии водой). Царский и храмовый суды. Цимдат шаррим. Общая направленность законодательства - увеличение роли государственного регулирования и ограничение частной инициативы. Упорядочение налоговых сборов. Общая тенденция правления Хаммурапи - восстановление деспотической власти. Правление преемника Хаммурапи Самсуилуны (1749-1713 гг. до н. э.). Указ о справедливости и его значение. Повторяемость этого мероприятия в правление этого царя и его преемников. Вторжение касситов (1742-1741 г. до н. э.). Восстание Римсина II в Ларсе. Потеря Вавилоном юга Месопотамии (Приморская династия, последняя треть XVIII в. до н. э.); Верхней Месопотамии (Ханейское царство со столицей в г. Терка; касситская династия): этнические передвижения в этом регионе, в ходе которых на смену аморейским царствам и княжествам приходят хурритские, сложение государства Хурри-Ханигальбат. Разгром Вавилона хеттами при Самсудитане; касситское завоевание (1595 г. до н. э.).
  10. Касситская Вавилония (XVI-XI вв. до н. э.).
    Первые сведения об этнической общности касситов. Самоназвание гальзу и вавилонское обозначение кашшу. Проблема этнолингвистической классификации касситов. Среднеевфратское царство Хана и его роль в ранней истории касситов. Крушение I аморейской династии в результате похода на Вавилон Мурсили I, царя Хатти. Касситское вторжение из Ханы. Объединение Нижней Месопотамии под властью касситов (XVI-XV вв. до н. э.: Агум II - Бурна-Буриаш I - Каштилиаш П/Ш). Взаимоотношения Касситской Вавилонией с Ашшуром, Митанни, Египтом, Хатти до сер. XIV в. до н. э. включительно. "Амарнская система" межгосударственных отношений, вавилонский царь Караиндаш как один из её создателей. "Архаизация" общественной жизни Вавилонии при касситах. Большая роль родовых кланов "биту". Изменения в аграрных отношениях: феномен крупных земельных пожалований частным лицам и храмам. Межевые камни, кудурру, как основной источник по новым формам земельных отношений в Вавилонии. Дискуссия о характере средневавилонского общества (так наз. "вавилонский феодализм"). Стратегический союз с Хеттским царством, закреплённый династическими браками (Суппилулиума I, Тудхалия IV). Войны с Эламом и Ассирией в XIV-XII вв. до н. э. Ассирийская оккупация в последней трети XIII в. до н. э.: кратковременное объединение Месопотамии. II династия Иссина: Навуходоноср I (1126-1105 гг. до н.э.). Вторжение ассирийцев при Ашшур-дане I и арамейско-халдейская инвазия ок. 1035 г. до н. э.
  11. Старо- и среднеассирийский периоды в истории Верхней Месопотамии.
    Северная Месопотамия: ном Ашшур во И тыс. до н. э. Староашшурская династия и её наиболее значимые представители: Пузур-Ашшур I, Эришум и Икунум. Система староассирийской дальней торговли. Аморейская и хурритская миграция в регион на рубеже III и II тыс. до н. э. Основные хурритские государственные образования в Верхней Месопотамии (Уркеш). Аморейский вождь Шамши-Адад I (1813-1783 гг. до н. э.) и его верхнемесопотамская держава. Эламское вторжение ок. 1770 г. XVII в. до н.э. как время преобладания хурритского государства Хурри/Ханигальбат и миграции индоарийских племён манда. Образование государства Митанни и подчинение ему ашшурского нома. Система митаннийских "суккалей"-наместников в Ашшуре после завоевательного похода Сауштатара (ок. 1450 г. до н. э.). Становление среднеассирийской державы (конец XV в. до н. э.) и её военная политика: освобождение от митаннийского господства и "натиск на запад". Хетто-ассирийское противостояние XIV-XIII вв. до н. э. как один из ключевых факторов системы межгосударственных отношений. Оборона Ассирии в условиях арамейского нашествия и натиска северо?западных народов. Административное устройство среднеассирийской державы. Общество Ассирии по среднеассирийским законам.
  12. Культура и религия Месопотамии III-II тыс. до н. э.
    Письменность (клинопись); особенности, связанные с шумеро-аккадским двуязычием. Шумерская литература: гимны и плачи, мифологические циклы, героические сказания, исторические тексты; близость с устной традицией. Аккадская литература: "Эпос о Гильгамеше" как центральное произведение клинописной литературы в целом. Шумерская и вавилонская э-дуба: её роль в формировании культурной традиции. Элементы позитивных научных знаний: математика, астрономия и др. Гадательная практика. Обзор основных ритуалов. Космогонические представления. Представления о загробной жизни. Этика вавилонян. Архитектура и изобразительное искусство Месопотамии.
  13. Элам и его взаимоотношения с народами Месопотамии.
    Природные условия древнего Ирана. Лидерство юго-западного региона страны на раннем этапе. Возникновение раннегосударственных образований в начале III тыс. до н. э.: Сузы, Аван, Аншан. Зарождение пиктографической письменности. Период прямой политической зависимости Элама от Аккадского царства (XXIV-XXII вв. до н э.). Восстановление независимости в XXII в. до н. э., вторжение кутиев. Подчинение царству Шумера и Аккада в XXII-XXI вв. до н. э., завоевание Эламом царства III династии Ура в конце XXI в. до н. э. Эламская гегемония над всей Месопотамией после распада державы Шамши-Адада I (ок. 1770 г. до н. э.). Отражение этого факта в Библии: эпический текст Быт. 14. Завоевание Элама касситской Вавилонией в конце XIV в. до н. э. Рейд Шутрук-Наххунте I в Вавилонию ок. 1180 г. до н. э. Завоевание Вавилонии ок. 1150 г. до н. э. Битва при Дере (1115 г. до н. э.) и освобождение Вавилонии от эламского господства Навуходоносором I. Политическая ситуация в Месопотамии в I тыс. до н. э., роль Элама. Союз с Вавилонией против Ассирии. Битва при Дере 720 г. до н. э. и кратковременный успех антиассирийской коалиции, итоговая победа Ассирии. Битва при Халуле в 692 г. до н. э. Период мирных взаимоотношений с Ассирией в правление Асархаддона (681-669 гг. до н. э.). Поддержка Эламом антиассирийского восстания правителя Вавилона Шамаш-шум-укина в 652 г. до н. э. Захват ассирийцами Суз в 639 г. до н. э. Подчинение Элама Нововавилонским царством в 595 г. до н. э., 549 г. до н. э. - покорение эламитов персами. Система государственного устройства Элама. Верховный правитель суккальмах, его заместитель суккаль Элама и Симашки, являющийся братом суккальмаха и замещающий престол после его смерти; наместник Суз как третье лицо в государственной иерархии. Провинциальные правители адда. Брак с сестрами и левират как отличительные черты взаимоотношений внутри царской семьи. Эволюция системы суккалей в обычную древневосточную монархию с передачей власти от отца к сыну (ок. XV в. до н. э.) Эламское общество как представитель первого пути развития в рамках ранней древности. Особая роль женщины в эламском обществе. Основные черты эламской культуры. Системы письменности: пиктографическая (с 3000 по 2600 г. до н. э.) и линейная слоговая. Использование шумеро-аккадской клинописи (с начала II тыс. до н. э. вплоть до V в. до н. э.), переход на арамейское письмо. Эламский пантеон и его основные представители: Пинекир, Иншушинак, Наххунте. Монументальное строительство и искусство: зиккурат в Дур-Унташе.
  14. Хурриты: история государственности и культуры.
    Этнолингвистическая классификация хурритов. Родство хурритского и урартского языков. Источники по истории хурритов. Археологические раскопки (Телль Мозан). Горы к югу и востоку от оз. Ван как исходные территории обитания хурритов. Расселение хурритов в Палестине, горах Загроса и Центральном Иране в 3000-2500 гг. до н. э. Заселение к XXII в. большей части Верхней Месопотамии. Государство с центром в Уркеше (XXII-XX вв. до н. э.). Самообожествление царской власти. Создание концепции хурритского политического всеединства, титул "царь/страна Хурри" как видимое выражение претензий на осуществление такого единства. Аморейская миграция и её последствия для хурритов Верхней Месопотамии и Сирии. Крупнейшее государство этой эпохи - Хурри/Ханигальбат. Борьба Ханигальбата против экспансии Древнехеттского царства (1650-1580 гг. дот н.э.). Вторжение индоарийских племён манда с территории Армянского нагорья. Создание государства Митанни (1560-1260 гг. до н. э.). Его столица в хабурском центре Вашшукканни. Государственный и общественный строй государства Митанни по данным архива Нузи. Разделение общества на военно-бюрократическую верхушку ("двор") и самостоятельные общины ("земля"), выплачивающие подати. Организация общины "алу". Система монархической власти. Режим соправительств в последний период существования государства. Апогей внешнеполитических успехов Митанни в 1510-1360 гг. до н. э. Шуттарна I как основатель "империи". Саусадаттар (сер. XV в. до н. э.): покорение Ашшура. Митаннийско-египетские войны и их завершение при Артадаме I (ок. 1410 г. до н. э.). Внутридинастийная смута в первой половине XIV в. до н. э. Хетто-митаннийские войны середины XIV в. до н. э. и превращение Митанни в хеттский протекторат. Ассирийское завоевание Митанни в сер. XIII в. до н. э. Остатки хурритской государственности в кон. II - нач. I тыс. до н. э. Хурритский пантеон (Кумарве, Тешшуб, Шавушка), мифы и ритуалы.
  15. Древняя Малая Азия: от ассирийских торговых колоний до мировой державы хеттов.
    Этническая ситуация в Анатолии к моменту индоевропейских миграций во 2-й пол. III тыс. Проникновение индоевропейских племён на полуостров Малая Азия, дискуссия о маршрутах индоевропейской миграции ("северный", "восточный", "западный" пути миграции, "автохтонная" теория). Начало политогенеза, торговые колонии староассирийских купцов в Малой Азии и их роль в зарождении государственности. Хаттское наследие. Основные политические центры конца III - начала II тыс. Правители Куссара Питхана и Анитта. Древнехеттское царство (ок. 1700-1500 гг. до н. э.). Основные вехи политической истории: борьба за проникновение в Сирию, хуррито-хеттское противостояние. Хаттусили I, его анналы и "Завещание". Мурсили I. Вавилонский поход ок. 1595 г. до н. э. Убийство Мурсили I и внутриполитическая смута: правление "плохих царей". Указ Телепину, ок. 1520 г. до н.э., установление порядка престолонаследия. Среднее царство как период ослабления государства. Восстановление внешней мощи государства в первой половине XIV в. до н. э. Новое царство и его основатель Суппилуллиума I. Завоевательные походы в Верхней Месопотамии и Сирии. Разгром государства Митанни. Проникновение хеттов в Палестину в ходе войн с Египтом. Союз с Египтом (1271 г. до н. э.) и Вавилонией. Изменение конфигурации "амарнской системы миропорядка". Борьба хеттов с западномалоазиатскими государственными образованиями, северными племенами касков и Ассирией на востоке в XIII в. до н. э. Внутридинастический кризис во второй половине XIII в. до н. э. Удары "народов моря" и гибель Хеттской державы ок. 1187 г. до н. э. Государственная структура Хеттского царства: власть царя и царицы-тавананны, её особый статус, тулия и панкус как реликты военной демократии, постепенное снижение их роли. Переход к классической восточной военно-бюрократической монархии с воцарением хуритской династии в XV в. до н. э. Структура хеттского общества по сборнику законов. Позднехеттские государства на территории Анатолии и Сирии. Хетты в Библии.
  16. Хеттская религия и культура.
    Первые данные о религиозных представлениях в Анатолии (X тыс. до н. э.), время перехода от позднепалеолитических охотничьих культур к одомашниванию животных и земледелию; ранненеолитические священные участки (Гёбекли, Невали Чори и Чаё'ню в районе Урфа): в основе религиозной жизни - культ предков. Неолитические поселения в долине Конья Хаджилар и Чатал-Хююк (возникли ок. VIII тыс. до н. э): наряду с ярко выраженным культом предков начало почитания богов, в центре культа - бык, великая богиня, а также юные божества. Основная концепция аграрных неолитических религий в областях с неирригационным земледелием средиземноморского мира, Анатолии и Северной Сирии - почитание представляющего человеческую плодовитость и приносящего дожди небесного божества (в Чатал-Хююке это бык), олицетворяющей землю богини и представляющих растительность и вегетацию юных божеств. Традиции предшествующих слоев культуры: женские фигуры, связанные с леопардами, и охотники в леопардовых шкурах настенной живописи Чатал Хююка и изображение богини Хебат вместе с леопардом в рельефной камере Язылыкая. Шаманистические реликты в хеттских ритуалах: охотничья каста "людей леопарда", охотничьи обряды, целители, приводящие себя в состояние транса; культовые штандарты из Аладжа-Хёюка (раннебронзовый век 2300-1900 вв. до н. э.) и культовые предметы из обрядов новохеттского времени. Пантеон Хаттусы: хаттское, южноанатолийское и северозападносирийское влияние в эпоху Древнего царства (1700-1500 гг. до н.э.). Основные божества и их функции: Бог грозы Хатти как высшее божество государственного пантеона, хранитель космического порядка, блюститель царства и правовых отношений в стране. Богиня Солнца города Аринна, её дочь Мецулла и бог грозы Тархун. Телепину как покровитель растительного мира. Жертвенные списки как источник по изучению пантеона Хаттусы эпохи Среднего царства (ок. 1500-1400 гг. до н. э.). Хурритские божества: бог грозы Тешшуб, его сестра Ша(в)ушка и жена Хебат. Расширение государственного пантеона, понятие "тысячи богов страны Хатти". Богословская работа хеттских жрецов по отождествлению сущностей божеств. Процесс синкретизма. Представления о сущности богов, божества как персонифицированных нуминозных сил. Иконография основных хеттских божеств. Основные мифы: драконоборческий миф об Иллуянке, миф о Телепину. Основные праздники (пуруллия, антахшум). Магия, практика предсказаний. Дальнейшая "хурритизация" религиозного культа в период Нового царства. Рельефы Язылыкая. Основные сведения по религии позднехеттских государств. Письменность хеттов -аккадская клинопись, заимствованная в старовавилонский период из Северной Сирии. Основные принципы словесно-слогового клинописного письма. Жанры хеттских текстов: мифы, ритуалы, "литературные" тексты, "притчи", политические тексты, историография, законы, инструкции должностным лицам, документы о земельных дарениях, вассальные и межгосударственные договоры, письма. Влияния чужих традиций: хаттской, хурритской, сирийской, шумеро-аккадской. Посредническая роль хеттской культуры. Историография как наиболее значимое достижение хеттов.
  17. Сирия и Палестина в III-II тыс. до н. э.
    Географическое районирование Восточного Средиземноморья; его природные условия. Предопределяемый ими путь развития региона: приморские города-государства, ориентированные на посредническую торговлю. Формирование этнической карты региона: западносемитская (ханаанейская) миграция конца IV - начала III тыс. до н. э. Эблаитское государство в Сирии (III тыс. до н. э.). Библ и его контакты с Египтом. Экспансия держав Аккада и III династии Ура в сирийское Восточное Средиземноморье. Аморейское завоевание региона; проникновение хурритов (конец III - начало II тыс. до н. э.). Государство Ямхад; хурритский Алалах. Образование в сиро-палестинском регионе гиксосского союза и его экспансия в Египет (XVIII-XVI вв. до н. э.). Геополитическая ситуация в Восточном Средиземноморье в XVI-XIII вв. до н. э.: борьба за гегемонию в регионе Митанни, Хеттского царства и Египта. Катастрофические последствия египетской экпансии для городских культур региона. Движение хапиру; царство Амурру; Угарит и его культура (XIV-XIII вв. до н. э.). Основные центры хеттской Сирии: Каркемиш и Эмар. Хеттско-египетское размежевание региона в начале XIII в. до н. э. Миграция "народов моря" (конец XIII в. до н. э.). Арамейское вторжение в Верхнюю Месопотамию в XIV-XII вв. до н. э., арамеизация Сирии. Ханаанейско-аморейская культура Восточного Средиземноморья II тыс. до н. э. Лекция 18. Третий, "имперский" период древности: сущностные характеристики. Общие черты развития древневосточных обществ в I тыс. до н. э. Переход к железному веку и прогресс производительных сил и средств насилия. Замедление темпов роста прибавочного продукта относительно потребностей государственной организации и сферы "духовного производства". Способы увеличения прибавочного продукта извне: военный грабёж, депортация рабочей силы, контроль за посреднической дальней торговлей. Создание "мировых империй": совмещение всех трёх данных способов, политическое объединение районов земледельческого производства ("группа Б") с районами производства сырья ("группа А"). Военный характер "мировых империй" I тыс. до н. э. Централизация и унификация системы управления. Объединение сельскохозяйственного производства в рамках государственного сектора; система самоуправляющихся торгово-ремесленных городов (общинно-частный сектор). Относительная нестабильность имперских образований.
  18. Новоассирийская держава I тыс. до н. э.
    Апогей успехов среднеассирийского царства: Тукульти-Нинурта I (1233-1197 гг. до н.э.) и Тиглатпаласар I (1115-1076 гг. до н.э.). Борьба с нашествием арамеев. Создание Новоассирийской мировой державы (Ашшурнацирапал II, 884-858 гг. до н. э.). Основные направления военной экспансии - Сирия-Палестина, Вавилон, Закавказье (Урарту). Развёрнутая характеристика ассиро-урартских взаимоотношений. Ослабление Ассирии после войн Салманасара III и претензии Урарту на гегемонию в северной Передней Азии. Третье возвышение Ассирии (конец VII в. до н. э.): фактический разгром Урарту при Саргоне II (ок. 714 г. до н. э.). Тиглатпаласар III (745-727 гг. до н. э.): проведение массовых депортаций, унификация управления, реорганизация армии. Борьба за подчинение Вавилонии (конец VIII-VII вв. до н. э.), уничтожение Вавилона Синаххерабом, восстановление города при Асархаддоне; войны с Израилем и Иудеей, завоевание Египта (671 г. до н. э.). Ашшурбанапал (669-631 гг. до н. э.). Усиление Мидии и халдейского Вавилона; падение Ассирии.
  19. Нововавилонское царство.
    Взаимоотношения Вавилонии и Ассирии в первой половине I тыс. до н. э. Захват Вавилонии Тиглатпаласаром III (729 г. до н. э.). Мардук-апла-иддин И. Вавилонская политика ассирийских царей VII в. до н. э.Набопаласар (626-605 гг. до н. э.), падение Ассирии. Навуходоносор II (605-562 гг. до н. э.): войны в Сирии-Палестине (противостояние с Египтом); в Северной Аравии. Завоевание Иудеи и вавилонское пленение (с 587 г. до н. э.). Развитие международной торговли, денежных отношений; торговые дома Эгиби и Мурашу. Развитие аренды и субаренды в крупных землевладениях (в том числе храмовых и царских хозяйствах). Рабство в Вавилонии VII-VI вв. до н. э.: небывало высокая степень хозяйственной самостоятельности и правоспособности рабов на пекулии. Долговое рабство. Строительная деятельность Навуходоносора. Набонид (556-539 гг. до н. э.). Выдвижение культа Сина харранского; перемещение царской резиденции в оазис Тейма. Ослабление царской власти собственно в Вавилоне; завоевание Вавилонии персами в 539 г. до н. э.
  20. Державы месопотамской периферии I тыс. до н. э.: Фригия, Лидия, Урарту.
    Этнолингвистическая ситуация в Малой Азии к началу I тыс. до н. э. (расселение палеобалканцев, размещение потомков хетто-лувийского населения). Формирование фригийской и лидийской народностей. Фригийское царство X-VIII вв. до н. э.: локализация, легендарная традиция о политической истории Фригии в передаче античных авторов (Гордий, Мидас). Киммерийское нашествие и распад Фригийского царства. Лидийское царство VIII-VI вв. до н. э.: локализация его историческгоцентра (Срады); территориальное расширение (с правления Гигеса 692-654 гг. до н. э.). Киммерийская угроза: место Лидии в геополитической ситуации накануне и после падения Ассирийской державы. Царствование Креза (562-547 гг. до н. э.) и покорение Малой Азии персами. Историческая судьюа Малой Азии в составе государства Ахеменидов и эллинистических царств. Культы плодородия в Малой Азии (Аттис, Великая Мать) и их распространение в античности. Формирование союза народов Наири-Урарту в районе Ванского озера в XIV-XIII вв. до н. э.: начало его противоборства с Ассирией. Роль внешнего фактора (ассирийской угрозы) в консолидации единого Урартского государства (при царе Араму, 864-845 гг. до н. э.). Ослабление Ассирии после войн Салманасара III и претензии Урарту на гегемонию в северной Передней Азии. Сардури I (835-825 гг. до н. э.): окончательное объединение ванского и муцацирского центров урартской государственности; рецепция ассирийской монархической традиции. Менуа (810-786 гг. до н. э.) и Аргишти I (786-764 гг. до н. э.); войны в Закавказье и Передней Азии, пик внешнего могущества Урарту. Третье возвышение Ассирии (конец VIII в. до н. э.); фактический разгром Урарту при Саргоне II (ок. 714 г. до н. э.).
  21. Древний Иран: Мидия и Персия.
    Заселение Средней Азии и Иранского нагорья народами иранской группы индоевропейской семьи в конце II -первой половине I тыс. до н. э. Формирование восточноиранских государственных центров в Бактрии и Маргиане. (X-VII вв. до н. э.). Трёхсословная общественная структура; хозяйство, основанное на сочетании оазисного земледелия и кочевого скотоводства. Заратуштра и его религиозно-этическая проповедь: дуалистическая доктрина зороастризма, сохранение в нём пережитков племенных культов. "Авеста" как источник по общественным отношениям восточноиранских народов первой половины I тыс. до н. э. Историческая судьба зороастризма в ахеменидском, эллинистическом и сасанидском Иране. Расселение западноиранских народов в западной и южной части Иранского нагорья в X-VIII вв. до н. э.: возникновение у них политических структур. Мидия в составе ассирийского государства (VIII-VII вв. до н. э.). Объединение мидийцев при Фраорте (ок. 673-652 гг. до н. э.). Борьба со скифами. Киаксар (625-585 гг. до н. э.): создание регулярной армии, окончательное объединение мидийских племён. Борьба с Ассирией (614-609 гг. до н. э.). Отношения с Вавилонией. Ситуация на востоке Малой Азии; отношения с Лидией. Подчинение Персии, Парфии и Гиркании; Урарту; скифского царства. Астиаг (585-550 гг. до н. э.): восстание и захват ими Мидии. Формирование на её основе общезападноиранского государства Ахеменидов в 553-550 гг. до н. э. Территориальная экспансия Персидского государства при Кире (558-550 гг. до н. э.): присоединение Элама, восточноиранских территорий (Парфия и Гиркания). Война с Лидией: присоединение восточноиранской Средней Азии и выход к границе с Индией; разгром Нововавилонского царства. Библейская традиция о Кире. Гибель Кира в войне с массагетами. Камбис (530-522 гг. до н. э.): завоевание Египта и попытка экспансии в Африке. Кризис 522 г. до н. э.: царствование Бардии-Гауматы, его свержение и угроза распада Персидского государства. Дарий I: воссоединение государства и его реорганизация. Административные и фискальные реформы Дария I: сложение системы сатрапий и золотого денежного стандарта. Терпимость персов по отношению к покорённым народам. Ионийское восстание и первый этап греко-персидских войн (500-490 гг. до н. э.). Ксеркс I: подавление восстаний в Египте и Вавилонии и ужесточение политики по отношению к покорённым народам. Греко-персидские войны: от переправы Ксеркса I через Геллеспонт до Каллиева мира (480-449 гг. до н. э.). Значение греко-персидских войн для исторического развития и идеологии античности. Вовлечение Персии в систему отношений между греческими полисами во второй половине V - начале IV вв. до н. э. Кризис державы Ахеменидов в конце V - первой половине IV в. до н. э. Артаксеркс III (359-338 гг. до н. э.) и его борьба за воссоздание державы. Греко-македонская экспансия при Александре (334-323 гг. до н. э.): "переворот 330 г. до н. э." и фактическое создание греко-персидского государства. Александр как добровольный продолжатель политической традиции Ахеменидов. Распад державы Александра, борьба диадохов за её наследство. Оформление системы эллинистических государств на Востоке. Развитие Ирана и Средней Азии в период эллинизма.
  22. Сирия и Финикия в I тыс. до н. э. (позднехеттские и арамейские государственные образования, города-государства Финикии и их колонии).
    Арамеизация континентальной Сирии во второй половине XI в. до н. э. Создание государства Арам-Дамаск с центром в Дамасском оазисе (X-VIII в. до н. э.). Его взаимоотношения с Израилем и Иудеей. Сирийские походы царей Ассирии Тиглатпаласара III и Саргона II (732 и 722 гг. до н. э.). Позднехеттские княжества Каркемиш, Сам'аль, Хамат, Мелид. Их покорение Тиглатпаласаром III и его преемниками. Финикийские города XII-IX вв. до н. э.: возвышение Тира как центра финикийской колонизационной активности. Торговая колонизация этого периода: выведение тирских колоний на острова Эгеиды, Сицилию и Сардинию, в Испанию. Западное Средиземноморье как арена дальней финикийской колонизации. IX-VII вв. до н. э. - "переселенческий" этап финикийской колонизации; начало земледельческого освоения Сицилии и Северной Африки. Основание Карфагена (ок. 825 г. до н. э.). Тиро-Сидонское и дамасское государства в первой половине I тыс. до н. э.; их взаимоотношения с израильско-иудейским царством, Египтом, "мировыми державами" Передней Азии. Положение финикийских городов в структуре "мировых держав". Взятие Тира Александром Македонским (332 г. до н. э.)- Создание Карфагенской державы в Центральном и Западном Средиземноморье (IX-VI вв. до н. э.). Политический строй аристократической гражданской общины Карфагена в геополитической ситуации Средиземноморья V-И вв. до н. э. (отношения с Этрурией, полисами Великой Греции и Сицилии, Римом). Карфагенская колонизация Африки и Испании. Столкновение с Римом и гибель Карфагена. Религия и культура древней Финикии и Карфагена. Финикийское письмо - древнейший алфавит и прототип современных европейских и восточных письменностей. Вклад Карфагена в разработку теории рациональной организации земледельческого хозяйства.
  23. История древних евреев: от "вавилонского изгнания"до "вавилонского плена".
    Выделение израильской этнической общности из сутийских народов Верхней Месопотамии в XIV-XIII вв. до н. э. в результате миграции через Евфрат и в Заиорданье. Легендарная традиция о переселении в египетскую Палестину и Египет; реальная этническая история - консолидация израильского союза в районе северного Синая с последующим вторжением в Заиорданье. Израильское вторжение в Палестину. Его губительные последствия для ханаанейской культуры. Социально-политический строй израильского племенного союза т. н. "эпохи судей" (XII-XI вв. до н. э.). Отношения израильтян с местным населением. Переход израильских племён ("колен") к оседлой жизни. Оформление царской власти: Саул (XI в. до н. э.), Давид (ок. 1000-965 гг. до н. э.). Борьба с филистимлянами. Территориальное расширение Израильского царства. Его расцвет при Соломоне (965-935 гг. до н. э.): политическое могущество, обширные внешние связи. Сооружение первого храма. Распад единого государства при Ровоаме (928 г. до н. э.). Экспансия ливийского Египта (Шешонк I -поход в Палестину ок. 930 г. до н. э.). Общественный строй Израиля и Иудеи в VIII-VI вв. до н. э.: ограничение царской власти и влияния имущественной элиты сохранением пережитков общинно-племенной демократии. "Пророческое движение" и пророческая литература. "Ханаанейский компонент" в религии Израиля начала I тыс. до н. э. Разгром Израильского царства Ассирией при Тиглатапаласаре III (734, 732 гг. до н. э.) и Салманасаре V (722 г. до н. э.). Депортация израильского населения из Самарии Саргоном II (720 г. до н. э.) и её значение для последующей истории евреев. Реформы Иосии в Иудее (622 г. до н. э.). Падение Ассирии и место Иудеи в возникшей при этом геополитической ситуации. Разгром Иудеи Навуходоносором II (587 г. до н. э.); "вавилонское пленение" и торжество "пророческого монотеизма" в древнееверейской среде. Возвращение Израиля из плена при Ахеменидах; основные принципы конституирования "общины второго храма" (реформы Эзры и Неемии). Иудея под властью Ахеменидов. Историческая судьба "общины второго храма" в эллинистическое ("эллинистический вызов" - "хасмонейский ответ") и римское время (освободительное движение и его кульминация в 67-73 гг. н. э.). Еврейская Библия: канон и этапы его формирования. Понятие "завета" - соглашения Израиля и Бога. Этноисторическая концепция Библии и формирование её исторической традиции. Племенные генеалогии, архаический эпос ("Песнь Деборы"), лирика ("Песнь песней") и "литература мудрости" ("Притчи", "Экклесиаст", "Книга Иова") в библейском каноне. Имеющий смешанную диалектную основу древнееврейский язык Библии, его искусственная консервация, значение этого явления.

Рекомендуемая литература

1. Общие изложения истории древнего Востока
  1. Васильев Л. С. История Востока. Т. 1. М, 1993.
  2. Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности. (От первых поселений до персидского завоевания). М., 1989.
  3. История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 1 / Под ред. И. М. Дьяконова. М, 1983.
  4. История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 2 / Под ред. Г. М. Бонгард-Левина. М., 1988.
  5. История древнего Востока. От ранних государственных образований до древних империй / Под ред. В. А. Седова. М, 2004.
  6. История древнего Востока. Учебник для вузов / Под ред. В. И. Кузищина. Изд. 3-е. М., 1999.
  7. История древнего мира. Под. ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. Изд. 3-е. М., 1989 (также 1-е изд. М., 1982, 2-е изд. М., 1983).
  8. Циркин Ю. Б. История библейских стран. М, 2003.
2. Издания источников
  1. Библия, или книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Синодальный перевод. Любое издание.
  2. Ветхий Завет. Плач Иеремии. Экклесиаст. Песнь песней. Пер. и комм. И. М. Дьяконова, Л. Е. Когана при участии Л. В. Маневича. М., 1998.
  3. Луна, упавшая с неба: Древняя литература Малой Азии / Пер. и комм. В. В. Иванова. М., 1977.
  4. История древнего Востока: Тексты и документы / Под ред. В. И. Кузищина. М., 2002.
  5. Книга Бытия / Пер., вступ. ст. и комм. М. Г. Селезнёва. Изд. 2-е, испр. М., 1999.
  6. Книга Даниила / Пер. и вступ. ст. Е. Б. Смагиной. Комм. Е. Б. Смагиной и М. Г. Селезнёва. М., 2002.
  7. Книга Иеремии / Пер., вступ. ст. и комм. Л. В. Маневича. М., 2001.
  8. Книга Иисуса Навина. / Пер. и комм. М. Г. Селезнёва. М., 2002.
  9. Книга Исхода / Пер. и комм. М. Г. Селезнёва и С. В. Тищенко. М., 2000.
  10. От начала начал: Антология шумерской поэзии / Пер. и комм. В. К. Афанасьевой. СПб., 1997.
  11. Повесть о Петеисе III: Древнеегипетская проза / Пер. и комм. М. А. Коростовцева. М., 1977.
  12. Притчи. Книга Экклезиаста. Книга Иова: Притчи / Пер. и комм. А. С. Десницкого, Е. Б. Рашковского и Е. Б. Смагиной. Книга Экклезиаста. Пер. и комм. А. Э. Графова. Книга Иова. Пер., комм, и текстолог, прим. А. С. Десницкого. М., 2000.
  13. Сказки и повести Древнего Египта / Пер. и комм. И. Г. Лившица. Л., 1979.
  14. Угаритский эпос / Пер. и комм. И. Ш. Шифмана. М., 1993.
  15. Учение: Пятикнижие Моисеево (От Бытия до Откровения) / Пер. и комм. И. Ш. Шифмана. М., 1993.
  16. Хрестоматия по истории древнего Востока / Под ред. М. А. Коростовцева, И. С. Кацнельсона, В. И. Кузищина. Т. 1-2. М, 1980.
  17. Эпос о Гильгамеше (О всё видавшем) / Пер. и комм. И. М. Дьяконова. М.-Л., 1961.
  18. Я открою тебе сокровенное слово ...: Литература древней Месопотамии / Сост. И. М. Дьяконов и В. К. Афанасьева. М., 1981.
3. Монографические исследования
  1. Антонова Е. В. Месопотамия на пути к первым государствам. М., 1998.
  2. Ардзинба В. Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. М., 1982.
  3. Ассман Я. Египет: Теология и благочестие ранней цивилизации. М, 1999.
  4. Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи. М., 1987.
  5. Вильхельм Г. Древний народ хурриты: Очерки истории и культуры. М, 1992.
  6. Герни О. Хетты. М., 1987.
  7. Гордон С. Г. Забытые письмена. СПб., 2002.
  8. Дандамаев М. М. Политическая история Ахеменидской державы. М., 1985.
  9. Дьяконов И. М. Общественный и государственный строй древнего Двуречья (Шумер). М., 1959.
  10. Дьяконов И. М. Люди города Ура. М., 1990.
  11. Емельянов В. В. Ниппурский календарь и ранняя история Зодиака. СПб., 1999.
  12. Емельянов В. В. Древний Шумер. Очерки культуры. СПб., 2001.
  13. Емельянов В. В. Ритуал в древней Месопотамии. СПб., 2003.
  14. История еврейского народа / Под. ред. Ш. Эттингера. М., 2001. Ч. 1-2.
  15. Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: Человек, судьба, время. М., 1983.
  16. Ковалев А. А. Месопотамия до Саргона Аккадского. Древнейшие этапы истории. М., 2002.
  17. Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. М., 1976.
  18. Крамер С. История начинается в Шумере. М., 1991.
  19. Мерперт Н. Я. Очерки археологии библейских стран. М., 2000.
  20. Немировский А. А. У истоков древнееврейского этногенеза: Ветхозаветное предание о патриархах и этнополитическая история Ближнего Востока. М., 2001.
  21. Оппенхейм А. Л. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М., 1990.
  22. Перепёлкин Ю. Я. История древнего Египта. СПб., 2000.
  23. Рофэ А. Повествования о пророках. М., 1995.
  24. Тураев Б. А. Бог Тот. СПб., 2001.
  25. Тураев Б. А. История древнего Востока. Минск, 2002.
  26. Фоссе Ш. Ассирийская магия. СПб., 2001.
  27. Фрай Р. Наследие Ирана. М., 2002.
  28. Циркин Ю. Б. От Ханаана до Карфагена. М., 2001.
  29. Циркин Ю. Б. История библейских стран. М., 2003.
  30. Шифман И. Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987.
  31. Эмери У. Б. Архаический Египет. СПб., 2001.

Глоссарий

  • Деспотия - система неограниченной монархической власти, сформировавшаяся в ирригационных обществах III тыс. до н. э. и характеризующаяся всеобъемлющим государственным контролем в хозяйстве, администрировании и идеологии.
  • Держава - особый тип государства поздней древности, отличающийся от государственных образований II тыс. до н. э. большей территорией, разнородностью составных частей при единообразной системе административного устройства и управления. В сфере экономики держава решает задачу интеграции областей "группы А" (производство средств потребления - земледельческие страны) и областей "группы Б" (производство средств производства - скотоводческие районы). Державы имеют монархическую систему власти, но в отличие от деспотий III тыс. до н. э., вынуждены не только терпеть, но и поддерживать самоуправляющиеся города.
  • Илотия - аналог патриархального рабства (см. ниже) в государственном секторе экономики.
  • Классический раб - подневольный работник, лишённый всех прав, не обладающий собственностью на средства производства. Подвергаемый максимальной эксплуатации через внеэкономическое принуждение, раб рассматривается как "говорящее орудие": его труд и сама жизнь принадлежит хозяину.
  • Номовое государство - самая ранняя форма государства, зарождающаяся в узких границах, предопределённых естественной средой, и объединяющая членов одной или нескольких тесно связаннных между собой территориальных общин.
  • Общинники - основной слой трудового населения в древневосточном обществе (исключение - Египет), представители которого заняты в независимом от государства, руководимом органами общинного самоуправления хозяйстве, и владеют в его рамках земельными участками на правах частной собственности.
  • Патриархальное рабство - особая форма рабства в период ранней древности, характеризуемая немаксимальной эксплуатацией рабов в виду несовершенства средств насилия и недостаточной развитости товарной экономики, а также сохранением рабами ряда черт статуса свободного (частичная правоспособность, семья). Труд патриархального частновладельческого раба использовался прежде всего в домашнем хозяйстве на тяжёлых производственных и подсобных работах.
  • Поздняя ("имперская") древность - завершающий этап в истории древнего Ближнего Востока, который соответствует I тыс. до н. э. Характеризуется переходом к технологии железа, как следствие, более "прогрессивными" средствами насилия, новым типом государственности (держава или "империя"), унификацией экономической системы и зарождением "мировых" этических религий.
  • Ранняя древность - этап в развитии древневосточных обществ, датируемый кон. IV - руб. II и I тыс. до н. э. Характеризуется определённым уровнем развития технологии (бронзовый век), двухсекторной экономикой, номовой государственностью и преимущественно монархической системой власти. Допускает многовариантность развития. В сфере идеологии в ранней древности господствуют политеистические религии.
  • Царские люди - слой зависимого населения на древнем Востоке, главным признаком которого является условное земельное держание в рамках царского хозяйства с обязательным несением "службы" или выплатами в пользу государства.