23 июня 2023 года в дистанционно-очном формате состоялась очередная встреча участников постоянно действующего научно-богословского семинара Сообщества преподавателей и исследователей Библии «Сотериологическая интерпретация Писания в православной библеистике». Встреча была посвящена обсуждению и выработке сформулированного богословского ответа на животрепещущий вопрос войны и мира.
Участниками семинара выступили кафедры библеистики Московской и Сретенской духовных академий, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный, Российский государственный социальный, Московский государственный лингвистический, Дальневосточный федеральный и Омский государственный университеты, Перервинская, Курская, Витебская, Екатеринбургская, Новосибирская, Саратовская, Калужская, Тульская, Рязанская, Донская, Коломенская, Николо-Угрешская, Воронежская, Омская, Екатеринодарская, Оренбургская и Таврическая духовные семинарии, а также кафедра библейской истории и археологии Российского православного университета им. апостола Иоанна Богослова.
Ответственными за организацию и проведение семинара выступили ассистент кафедры библеистики МДА Петр Владимирович Абеленцев, студент I курса аспирантуры МДА, и Артема Тарасович Шелест, студент I курса аспирантуры МДА.
Вступительный научный доклад произнес доктор богословия (DTh) протоиерей Александр Тимофеев, обозначив тем самым главную тему заседания: «Непротивление злу» или «Сопротивление злу силой» – библейские основания полемики в русской мысли последнего столетия. От И. Ильина и Л. Толстого до СВО».
В русской мысли последнего столетия возникла полемика, основанная на библейских основаниях, относительно двух подходов к обращению с злом - «непротивление злу» или «сопротивление злу силой». Обе эти концепции нашли свое отражение в различных философских и религиозных трактатах, влияя на развитие русской мысли.
Первый подход, пропагандирующий «непротивление злу» пытается найти свое обоснование в словах Господа Иисуса Христа. В Евангелии от Матфея говорится: «Но Я говорю вам: не противьтесь злому». Эта концепция подчеркивает принцип любви, милосердия и прощения в отношении злодеев и противников. Покорность и миролюбие становятся основой этого подхода, который находит отражение в работах таких мыслителей, как Л. Толстой. Он утверждал, что сила зла может быть преодолена только через непротивление и духовное преображение.
С другой стороны, существует концепция «сопротивления злу силой», которая тоже имеет свои корни в Библии. Данная концепция отражена в труде И. Ильина «О сопротивлении злу силою». Идея «сопротивления злу силой» находит подтверждение в примерах из Ветхого Завета, где народ Израиля использует силу и насилие для защиты себя от врагов. В этом подходе силовые методы рассматриваются как необходимость в борьбе с злом и несправедливостью. Он нашел отражение в мысли таких философов, как Николай Бердяев, который поддерживал идею сопротивления злу и тирании силой.
Было отмечено, что данная полемика имеет весьма глубокий и сложный характер. В мире происходят различные события и ситуации, которые могут вызывать страдание, несправедливость и бедствия для людей. Эмпатия и сочувствие к тем, кто находится в трудной ситуации, являются важными аспектами нашей христианской любви. В ходе сообщения была приведена в пример Куликовская битва 1380 года, положившая начало освобождению Руси от ордынского ига. Большую роль в успехе русского войска сыграли два монаха – Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которых благословил преп. Сергий Радонежский.
После окончания сообщения присутствующие поблагодарили прот. Александра Тимофеева за его весьма обширный, обоснованный и пространный доклад по заявленной теме.
Далее в рамках дискуссии были заданы вопросы. Весьма интересный вопрос был задан доцентом Михаилом Всеволодовичем Ковшовым: «как быть с внутренней православной полемикой о вопросе противления злу и нахождения диалога между разными концепциями противления зла?».
Мария Владимировна Таланкина, специалист Учебного комитета, старший преподаватель кафедры теологии ФДО ПСТГУ, ученый секретарь федерального УМО по теологии, спросила о бремени борьбы за дело Божие на Земле у И. Ильина. Он подчеркивал важность духовного преображения и возвышенности нравственных ценностей в борьбе со злом.
Протоиерей Олег Мумриков, заведующий кафедрой Библеистики МДА, доцент кафедры богословия Московской духовной академии, преподаватель ПСТГУ и Коломенской духовной семинарии, член Синодальной комиссии по биоэтике и Межсоборного присутствия поднял вопрос о влиянии войны на окружающую среду, так как вследствиие падения человека страдает и окружающая среда.
Валентина Дмитриевна Лаза, доктор философских наук, профессор кафедры мировой культуры Московского государственного лингвистического университета, отметила, что И. Ильин, безусловно, является весьма значимой фигурой в русской мысли XX века. Его работы и идеи оказали значительное влияние на политическую и философскую сферы. Многие люди находят в его трудах и философии ценные идеи и руководство для современного общества. Особенно в наши дни, когда много стран и обществ сталкиваются с глобальными вызовами и этическими дилеммами, работы И. Ильина могут предложить ценные инсайты и перспективы. Его взгляды на справедливость, патриотизм, оборону ценностей и борьбу с злом с помощью силы должны быть предметом обсуждений и рассмотрения.
Студент факультета дополнительного образования ПСТГУ Андрей Курнаков высказал свое мнение о полярности мнений Л. Толстого и И. Ильина. Между Л. Толстым и И. Ильиным существуют значительные различия в их взглядах на многие аспекты, включая их подход к сопротивлению злу. Л. Н. Толстой призывал к непротивлению и активному распространению добра через любовь и милосердие, в то время как И. Ильин пропагандировал силовые методы и сопротивление злу с использованием силы и воли.
Протоиерей Димитрий Полохов, проректор по научно-богословской работе Саратовской православной духовной семинарии, секретарь епархиальной библейско-богословской комиссии, высказал мнение о том, что И. Ильин и С. Франк были двумя выдающимися фигурами в русской мысли XX века, и их взгляды на сопротивление злу силой имели некоторые сходства. Оба философа поддерживали идею использования силы для защиты и восстановления справедливости.
В заключение Михаил Всеволодович Ковшов высказал благодарность отцу Александру Тимофееву за подготовленный доклад. Подводя итог семинара, заведующий библейским кабинетом МДА протоиерей Александр Тимофеев поблагодарил всех участников за дискуссию и пожелал всем помощи Божьей в научных трудах.
Аудио- и видеозапись семинара размещены в телеграм-канале кафедры бибеистики МДА.
Новость: Артема Шелест,
студент I курса библейского
профиля аспирантуры МДА
Фото: Дмитрий Шаврак,
Пресс-служба МДА