Православный календарь

На философском факультете МГУ 2-3 декабря проходит конференция

Заведующий Библейским кабинетом МДА прот. Александр Тимофеев выступил с докладом «Антиномия свободы воли – основной экзистенциальный вопрос Ф.М. Достоевского» на Международной научной конференции "Потенциальная бесконечность диалога" философского факультета МГУ,  посвященной 200-летию со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского (1821-1881), 2-3 декабря 2021. Конференция была организована кафедрой философии языка и коммуникации философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

В Пленарном заседании конференции, состоявшемся 2 декабря 2021 года приняли участие с докладами:

Козырев Алексей Павлович

и.о. декана философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Приветственное слово

Костикова Анна Анатольевна

кафедра философии языка и коммуникации философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Приветственное слово
Современное состояние экзистенциалистской трактовки Достоевского во Франции

Димитров Эмил

Институт литературы Болгарской академии наук (Болгария, София)

Достоевский contra Cogito (Достоевский и Декарт)

Гачева Анастасия Георгиевна

ИМЛИ РАН

Диалог с будущим:  Достоевский versus транс- и постгуманизм

Маслин Михаил Александрович

кафедра истории русской философии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Достоевский – у нас, у них и у всех

Меденица Владимир

издательство «Логос». (Сербия, Белград)

Что на самом деле означает утверждение "Красота Христа спасёт мир"?

Кантор Владимир Карлович

НИУ ВШЭ

Сон Раскольникова, или Апокалипсис Достоевского

 

Ефремов Олег Анатольевич

кафедра социальной философии и философии истории философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Достоевский и современное общество: три провидения писателя

Межуев Борис Вадимович

кафедра истории русской философии

По ту сторону диалога: Вл. Соловьёв как читатель Достоевского.

Милентиевич Лазар

философский факультет Университета г. Нови Сад (Сербия)

Религия на стыке язычества и христианства: диалог Ф.М. Достоевского и В.В. Розанова

Протоиерей Александр Тимофеев (Тимофеев Александр Александрович)

кафедра библеистики Московской духовной академии

Антиномия свободы воли – основной экзистенциальный вопрос Ф.М. Достоевского

Кондратьев Евгений Андреевич

кафедра эстетики философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Усадьба Достоевских "Даровое" в контексте творчества писателя

Ряполов Сергей Владимирович

кафедра философии Московского государственного института культуры

Нравственная философия Ф.М. Достоевского в интерпретации прп. Иустина (Поповича)

Сегал Александр Петрович

кафедра философии языка и коммуникации философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Диалог как форма мышления и форма коммуникации - от Платона к Достоевскому.

Сорина Галина Вениаминовна

кафедра философии языка и коммуникации философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Конференция прошла в теплой дружеской атмосфере диалога. В своих докладах участники осветили различные аспекты творчества Ф.М. Достоевского, в том числе аспекты различных философских вопросов, христианской этики, антропологии и значение его для современности. Было подчеркнуто огромное влияние Достоевского на европейскую культуру и философию. Утверждения героев Достоевского о спасение мира через красоту, проблемы духовного роста, профетическое предвидение Достоевским соблазнов русской истории, таких как революция и атеизм, постановка основного христианского этического вопроса «Если Бога нет, то все позволено», были рассмотрены с разных сторон в обсуждениях между и после докладов. Кроме того, была подчеркнута диалогичность творчества Достоевского, восходящая к античной пайдейе и сократической форме научения через диалог.

В своем докладе прот. А. Тимофеев, в частности, напомнил: «Совесть без Бога есть ужас, – писал Достоевский в своей «Записной книжке». – Она может довести человека до величайшего преступления». Главное значение Достоевского как философа заключается в том, что он пророчески предвидел кризис и крушение безбожного гуманизма, неизбежно оборачивающегося антигуманизмом, что он предвосхитил соблазны, угрожающие ныне всему зданию христианской цивилизации – незримые тогда еще пути зла: коллективизм и индивидуализм. Против коллективизма Достоевский утверждает реальность и необходимость свободы. В противовес индивидуализму Достоевский показывает, что беспредельная свобода ведет к богоборчеству, к формуле «все дозволено», к аморальной морали сверхчеловечества, приводящей личность, парадоксальным путем, не к возвеличению, а к нравственному саморазрушению. В силу мистической связи человека с Богом, богоборчество приводит также к человекоборчеству. Человек, восставший против образа Божьего в себе, восстает этим самым и против своей сокровенной сущности. Этой борьбой на два фронта объясняются кажущиеся противоречия в мировоззрении Достоевского: крайнее утверждение свободы, с одной стороны, и разоблачение соблазнов свободы – с другой.

В качестве слушателей в дистанционном формате в конференции приняли участие преподаватели и студенты кафедры библеистики МДА