1 октября 2025 года в Библейском кабинете Московской духовной академии в очно-дистанционном формате состоялось собрание студенческого научно-богословского общества «Православная паулинистика», где с докладом «Иконография апостола Павла» выступил ассистент кафедры истории и теории церковного искусства МДА Богдан Богданович Гончарук, иконописец, магистр богословия, член команды исследователей Музея христианского искусства ЦАК.
В собрании приняли участие представители Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Перервинской, Тульской и Екатеринодарской духовных семинарий.
В своем докладе Б. Б. Гончарук представил обзор иконографии святого апостола Павла, начиная с древнейших времен и до русского средневековья. Он подчеркнул, что изображения Павла обычно парные с апостолом Петром, что обеспечивает узнаваемость благодаря портретным чертам: Павел изображается низкорослым, лысым, с кривыми ногами, сросшимися бровями и выступающим носом, как описано в апокрифе «Деяния Павла и Феклы». Это подчёркивает преемственность от живого Предания, где апостолы запечатлены такими, какими их видели. Развитие иконографии связано с установлением почитания апостолов в IV веке при императоре Константине, и Павел, не входящий в число 12 апостолов, редко появляется в христологических сценах. Докладчик также отметил, что портретность помогает в атрибуции в больших композициях с несколькими апостолами.
Ранние изображения апостолов восходят к античным композициям философов с учениками, как мозаика с Сократом из Сирии III века. В христианском искусстве это трансформируется в сцены Христа с апостолами, где Павел и Пётр выделяются портретными чертами. Выступающий упомянул возможные параллели между образами Петра/Павла и Сократа/Аристотеля, но отметил, что это больше гипотеза из неофициальных дискуссий, а не научный факт. В IV веке такие композиции появляются в римских катакомбах, например, в катакомбах Домитиллы и Святой Феклы, где апостолы изображены со свитками в медальонах (Imago clipeata), создающих эффект живописного портрета. Евсевий Памфил упоминает иконы на досках, хотя сам был противником изображений, что служит аргументом в пользу их существования.
К концу IV века иконография фиксируется в фресках и саркофагах: Пётр с курчавыми седыми волосами и бородой, Павел с залысинами, морщинами на лбу и клиновидной бородой. Композиция "Традицио легис" (передача закона) на саркофаге Юния Басса показывает Христа, вручающего свиток Петру, с Павлом рядом, символизируя торжество Церкви. Эта тема повторяется в храмовых декорациях, как в мавзолее Санта Костанца и базилике Сант-Аполлинаре (Chiesa Sant'apollinare) в Милане, где апостолы в римских одеждах с риторскими жестами. В V—VI веках равеннские мозаики в баптистериях и Архиепископской капелле демонстрируют реалистичные портреты апостолов с светотеневой моделировкой и золотыми одеждами, подчеркивая переход от античного реализма к условной иконописи.
В Сан-Витале апостолы выглядят как с натуры написанные, с выразительными чертами, а египетские ткани 6 века и базилика Космы и Дамиана в Риме подчеркивают монументальность образов. Медальоны (клипеус) связаны с императорскими изображениями, возможно, повлиявшими на нимбы. Циклы из "Деяний апостолов" иллюстрируют мученичество и встречи Петра и Павла, как на саркофагах IV века и диптихах из слоновой кости. Сцена объятий апостолов из апокрифа изображена в катакомбах Винья Массимо (Vigna Massimo). Утраченные фрески базилик Святого Петра и Сан-Паоло-фуори-ле-Мура в Риме послужили основой для поздних циклов, включая сцены казни Павла мечом.
Парные изображения на стеклянных сосудах с золотым листом показывают Христа, венчающего апостолов, восходя к "Традицио легис".
В средневизантийском периоде (IX—XII века) апостолы появляются в миниатюрах рукописей, как в "Сакра параллело" и гомилиях Григория Назианзина, с кодексами и свитками. В храмовых росписях, как в Софии Охридской, они в евхаристии и успении Богородицы. Палермские мозаики XII века иллюстрируют деяния, включая проповедь Павла. Поствизантийские иконы XIII—XIV веков обогащены деисусными чинами, с орнаментами и окладами, как в монастырях Синая и Афона, где апостолы изображены с традиционными атрибутами, такими как свитки и кодексы.
Древнерусское искусство заимствует византийские типы: икона Петра и Павла из Новгородской Софии (XI век) с рокировкой позиций, возможно, связанной со схизмой 1054 года, где Павел как апостол язычников помещен первым. В Киевской Софии и Владимирском соборе апостолы в евхаристии и страшном суде. Рублёвские иконостасы (Звенигородский чин, Троицкий собор) показывают мягкие, гармоничные образы Павла с бордовым гиматием и синим хитоном. Апостол Павел появляется в анахронистических сценах, как вознесение или сошествие Святого Духа, подчёркивая вневременной характер иконографии.
Лектор завершил, предложив вторую часть для XVI—XVIII веков, и ответил на вопросы о источниках, атрибутах (меч как орудие мученичества и символ слова Божия из посланий) и эволюции иконографии. Он подчеркнул, что образ Павла остаётся устойчивым: лысина, клиновидная борода, синий хитон и вишнёвый гиматий, с вариациями в зависимости от пары с Петром. В поствизантийском периоде добавляются элементы, как меч и модель храма в руках апостолов, символизирующая Церковь.
В дискуссии лектор обсудил возможное влияние апокрифов на иконографию, отметив, что тексты вроде "Деяний Павла" скорее отражают предание, а не служат прямым источником, и могут содержать заимствования из античных описаний героев. Он также коснулся жестов: риторские в раннем искусстве эволюционируют в благословляющие, а цвета одежд и атрибуты (свитки vs. кодексы) зависят от композиции, подчёркивая дуализм Петра и Павла как символ полноты Церкви.
В заключение лектор подчеркнул важность парного изображения для узнаваемости и полноты церковного предания, где Павел олицетворяет проповедь язычникам, а Пётр — апостольскую власть. Обсуждение затронуло современные интерпретации, как меч в посланиях (Ефесянам 6:17), и предложил дальнейшее исследование связей с античной философией. Аудитория отметила профессионализм лекции, охватывающей от катакомб до рублёвских икон, и выразила интерес к продолжению.





