Главная

О кафедре

История

События

Методические материалы

Книги

Электронные
книги


Источники
и  пособия


Библейское обозрение

Рекомендуемые
программы


Ссылки

Обновления
сайта


Написать
письмо
Московская духовная академия
Кафедра библеистики

Программа по курсу
ИСТОРИЯ БИБЛЕЙСКОЙ КРИТИКИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

для студентов I курса МДА библейского отделения
2004-2005 уч. год.


Составитель:
преподаватель Алексей Кимович Лявданский.
    Цели курса:
  1. ознакомить студентов с историей исследования Ветхого Завета в рамках историко-критического метода, сформировавшегося в Европе в Новое Время;
  2. дать представление о критическом подходе в работах древних и средневековых экзегетов;
  3. сформировать понимание путей развития библейской критики Ветхого Завета в контексте интеллектуальной истории Европы;
  4. ввести студентов в современную проблематику библейской ветхозаветной критики и ознакомить их с основными критическими подходами, применяющимися в настоящее время в исследовании Ветхого Завета.
    Для достижения указанных целей предусмотрено решение следующих задач:
  1. содержание курса излагается в форме лекций, с предоставляемой возможностью прояснять особо интересные и спорные вопросы непосредственно в ходе лекции;
  2. контроль знаний студентов предполагается в виде зачета в конце 1 семестра и в виде экзамена в конце 2 семестра.

Межпредметная интеграция: с историей библейской критики Нового Завета, библейской герменевтикой, исагогикой Ветхого Завета, текстологией, библейской археологией.

Содержание рабочей программы

          Общий объем курса
          Курс рассчитан на 2 семестра.
          Количество часов: 2 часа в неделю каждый семестр.
          Количество лекций: 32 лекции (64 часа).
          Итого: 32 лекции (64 часа).
    Раздел I. Критический подход в работах
    древних и средневековых экзегетов
  1. Тема: Раннехристианские экзегеты и переводчики.
    "Гекзаплы" Оригена - первый опыт критики текста Септуагинты. Переписка Оригена с Юлием Африканским по поводу авторства и датировки книг Ветхого Завета. Критические замечания в сочинениях Иеронима.
    Литература к теме: 1.3.
  2. Тема: Древнееврейская экзегеза Библии.
    Различные способы членения текста как отражение экзегетических традиций. Членение на абзацы в кумранских рукописях и в масоретской Библии. Происхождение членения на стихи и недельные главы. Раввинистические авторитеты об авторстве книг Библии.
    Литература к теме: 1.3.
  3. Тема: Средневековые еврейские комментаторы.
    Комментаторы Северной Франции: Раши, Элиезер из Божанси и др. Комментаторы средневековой Испании. Авраам Ибн Эзра. Теория редактуры библейских книг; ее возникновение у евреев Византии (Реуэль и др.) и распространение среди еврейских экзегетов Европы.
    Литература к теме: 1.3,10.
  4. Раздел II. Рождение и развитие историко-критического
    подхода в изучении Ветхого Завета.
    Разработка документальной гипотезы.
  5. Тема: Гуманизм. Реформация. Рождение европейской гебраистики.
    Итальянские и немецкие гуманисты, их интерес к каббале. Пико делла Мирандола, Рейхлин, Мюнстер. Первые европейские грамматики и словари древнееврейского языка. Первые печатные издания древнееврейского текста Ветхого Завета. Полиглотты. Деятельность Лютера и др. реформаторов.
    Литература к теме: 1.5, 6; 2.8
  6. Тема: Библейская критика и политическая философия: Гроций, Гоббс, Спиноза.
    Критическая программа Г.Гроция. "Левиафан" Т.Гоббса и вопрос об источниках христианского права. "Богословско-политический трактат" Спинозы, освоение им опыта средневековых экзегетов.
    Литература к теме: 1.5, 6; 2.8.
  7. Тема: Библейская критика в XVIII в. Первый вариант документальной гипотезы.
    Первые критические издания Еврейской Библии. Открытие ветхозаветной поэзии: Лаут и Гердер. Имена Бога и источники Пятикнижия: гипотеза Ж.Астрюка.
    Литература к теме: 1.5, 6; 2.8.
  8. Тема: Развитие исторической критики Ветхого Завета в Германии и Скандинавии.
    Эйхгорн и знакомство с идеями Астрюка в Германии. Де Ветте. "Девтерономист" и его датировка. Г.Эвальд и гипотеза дополнений. Гомеровские исследования и развитие документальной гипотезы.
    Литература к теме: 1.5, 6; 2.8, 10.
  9. Тема: Гипотеза Графа-Велльгаузена.
    Предположения о поздней датировке жреческих законов. Датировка Графа и Кюенена. Синтез Велльгаузена. Философия Гегеля и библейская критика.
    Литература к теме: 1.2, 5, 6; 2.8, 10.
  10. Раздел III. История ветхозаветной библейской критики
    после синтеза Велльгаузена
  11. Тема: Школа Велльгаузена и дальнейшая разработка документальной гипотезы.
    Дробление документов: Прокш, Р.Сменд. "Источник мирян" Айсфельдта, "источник кочевников" Форера. Кристаллизационная гипотеза. Современное состояние теории источников.
    Литература к теме: 1.5, 6; 2.7.
  12. Тема: Археологические открытия в 19-20 вв. и дешифровка древних письменностей.
    Открытия в Месопотамии и Египте. Дешифровка клинописи. Панвавилонизм. Научная археология Палестины. Древнееврейская эпиграфика. Открытие угаритских текстов.
    Литература к теме: 1.5, 6; 2.1, 3.
  13. Тема: Метод анализа форм.
    Социология религии и экзегеза Ветхого Завета. М.Вебер. Школа истории религий. Г.Гункель, его исследования повествований Кн.Бытия, жанров Псалтири, пророческой речи. Г.Гресман. К.Кох. Аналитическая процедура метода.
    Литература к теме: 1.5; 2.3, 7, 11.
  14. Тема: Метод истории традиции.
    Культовое происхождение отдельных текстов Ветхого Завета. Работы З.Мовинкеля, А.Альта, Г.фон Рада, М.Нота. Девтерономическая история.
    Литература к теме: 1.5; 2.7.
  15. Тема: Метод истории редакции.
    Работы Р.Рендторфа о редакции Пятикнижия. Редакционные слои в девтерономической истории. Девтерономическая редакция отдельных пророческих книг. Каноническая критика.
    Литература к теме: 2.6, 7.
  16. Раздел IV. Новейшие критические методы в изучении Ветхого Завета
  17. Тема: Литературоведческие методики.
    Новые методы в общем литературоведении. "Новая критика". Риторический анализ. Метод целостной интерпретации и close reading. Нарратология и изучение повествовательных текстов Ветхого Завета.
    Литература к теме: 1.1, 6, 9; 2.2, 4, 9.
  18. Тема: Спор "минималистов" и их противников.
    У.Девер и "конец библейской археологии". Работы Ф.Дэвиса и Т.Томпсона и дискуссия о Древнем Израиле. "Минималистская" концепция происхождения и датировки книг Ветхого Завета. Критика минимализма и диахрония текста Ветхого Завета (А.Гурвиц и др.).
    Литература к теме: 1.6.

Рекомендуемая литература
Основная

  1. Вайс М. Библия и современное литературоведение: метод целостной интерпретации. М.-Иерусалим, 2001.
  2. Велльгаузен Ю. Введение в историю Израиля. СПб, 1909.
  3. Гиршман М. Еврейская и христианская интерпретация Библии в поздней античности. М.-Иерусалим, 2002
  4. Карташев А.В. Ветхозаветная библейская критика. Париж, 1947.
  5. Крывелев И.А. Происхождение Библии (Из истории библейской критики). Ветхий Завет. М, 1964
  6. Алексеев А. А., Лявданский А. К., Неклюдов К. В.. Библеистика // Православная энциклопедия. Т. 5. М., 2003, с. 25-45
  7. Рофэ А. Повествования о пророках. М.-Иерусалим, 1997.
  8. Селезнев М.Г. Вместо предисловия: Библейские исследования, М., 1997.
  9. Тищенко С. В. Кто написал Тору? К литературной истории Пятикнижия: Библия. Литературные и лингвистические исследования (вып.1, сс.11-81), М., 1998
  10. Steiner R.C. A Jewish Theory of Biblical Redaction from Byzantium: Its Rabbinic Roots, Its Diffusion and Its Encounter with the Muslim Doctrine of Falsification // Jewish Studies Internet Journal (JSIJ) 2 (2003). http://www.biu.ac.il/JS/JSIJ/2-2003/Steiner.doc.

Дополнительная

  1. Делич Ф. Вавилон и Библия. СПб, 1912.
  2. Alter R.The Art of Biblical Narrative. N.-Y., 1981.
  3. Barthlett J.R. (ed.). Archaeology and Biblical Interpretation. London-N.-Y., 1997
  4. Barton J. Reading the Old Testament. London, 1996.
  5. Brueggmann W. The Bible and Postmodern Imagination. Mineapolis, 1993.
  6. Collins T. The Mantle of Elijah: Redaction Criticism of the Prophetical Books. Sheffield, 1993.
  7. Clements R.E. Century of Old Testament Study. London, 1976.
  8. Kraus H.-J. Geschichte der historisch-critischen Erforschung des Alten Testaments von der Reformation bis zur Gegenwart. Neukirchen, 1969.
  9. Norman H. Literary Criticism of the Old Testament. Philadelphia, 1971.
  10. Rogerson J. Old Testament Criticism in the Nineteenth Century: England and Germany. Philadelphia, Fortress, 1985.
  11. Tucker M.G. Form Criticism of the Old Testament. Philadelphia, 1971.

Глоссарий

  • "Высшая" критика - установление авторства и времени возникновения библейских книг на основании исторической и литературной критики.
  • Гипотеза Графа-Велльгаузена - документальная гипотеза в приложении к тексту Пятикнижия.
  • Документальная гипотеза - предположение о том, что текст Библии представляет собой комбинацию изначально независимых текстов, отражающих различные повествовательные или законодательные традиции.
  • Историческая критика - рассмотрение библейской истории и истории возникновения библейских книг в контексте истории древнего мира. Историко-критический метод исходит из посылки, что Библия была написана людьми. Специалисты по историко-критическому методу (у истоков которого стояли протестантские ученые) изучают Библию, как любой письменный документ, и не учитывают ее места в системе церковного вероучения. Целью исторической критики является прояснение смысла, который библейские тексты имели во время их создания.
  • Литературная критика включает изучение литературных жанров древнееврейской словесности, изучение особенностей библейского стихосложения и выделение в Библии стихотворных текстов, изучение композиции и риторических фигур в отдельных текстах.
  • Масоретский текст - одна из групп древних текстов Библии, уже на раннем этапе (ок. I в. по Р.Х.) признанная основным течением иудаизма в качестве единственного текста, или textus receptus. Как правило термин "масоретский текст" используется в отношении той текстуальной традиции, окончательную форму которой придал Аарон Бен-Ашер (X в. по Р. Х.) из Тивериадской ветви масоретов. Более ранние формы этого текста (в них отсутствуют огласовка и акцентные знаки) принято называть протомасоретскими.
  • Масора - (возможно, от древнеевр. "масар" - "передавать"), еврейская традиция, фиксирующая канонический текст Библии. Благодаря деятельности масоретов (VII-X вв.) текст еврейской Библии снабжен знаками огласовки и кантилляции.
  • Нарратология, теория нарратива - дисциплина, изучающая повествовательные тексты, природу, формы и функционирование нарратива, общие черты, присущие всем возможным типам нарративов, равно как и критерии, позволяющие отличать последние между собой, а также систему правил, в соответствии с которыми нарративы создаются и развиваются.
  • Параллелизм синтаксический - главная черта древнееврейской поэзии, повтор синтаксической конструкции с одинаковым или неодинаковым лексическим наполнением.
  • Текстуальная критика ставит своей задачей восстановить с наибольшей точностью первоначальный текст Ветхого Завета. Вещественным результатом работы текстуального критика является критическое издание текста Библии.

Примерные темы рефератов и курсовых работ

  1. Библейская критика в исследовании пророческих книг Ветхого Завета: смена парадигм.
  2. История критического изучения книги Исайи.
  3. История критического изучения книги Иеремии.
  4. Вопросы авторства книг Библии в раннехристианской, раввинистической и постталмудической еврейской экзегезе.
  5. Рождение европейской гебраистики и деятельность европейских гуманистов.
  6. Библейская критика в контексте политической философии Нового Времени.
  7. Исследование поэм Гомера и историко-критический метод в изучении Библии.

       

© Кафедра библеистики МДА, 2005.
Последнее обновление:
Адрес в интернете: http://www.bible-mda.ru/method/prog-hist-biblical-critics-ot.html