Главная
О кафедре
История
События
Методические материалы
Книги
Электронные книги
Источники и пособия
Библейское обозрение
Рекомендуемые
программы
Ссылки
Обновления сайта
Написать письмо
|
Московская духовная академия
Кафедра библеистики
Программа по курсу
ИСТОРИЯ БИБЛЕЙСКОЙ КРИТИКИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА
Цели курса:
- ознакомить студентов с историей исследования Ветхого Завета в
рамках историко-критического метода, сформировавшегося в
Европе в Новое Время;
- дать представление о критическом подходе в работах древних и
средневековых экзегетов;
- сформировать понимание путей развития библейской критики
Ветхого Завета в контексте интеллектуальной истории Европы;
- ввести студентов в современную проблематику библейской
ветхозаветной критики и ознакомить их с основными критическими
подходами, применяющимися в настоящее время в исследовании
Ветхого Завета.
Для достижения указанных целей предусмотрено решение следующих задач:
- содержание курса излагается в форме лекций, с предоставляемой
возможностью прояснять особо интересные и спорные вопросы
непосредственно в ходе лекции;
- контроль знаний студентов предполагается в виде зачета в
конце 1 семестра и в виде экзамена в конце 2 семестра.
Межпредметная интеграция:
с историей библейской критики Нового Завета, библейской герменевтикой, исагогикой Ветхого Завета, текстологией, библейской археологией.
Содержание рабочей программы
Общий объем курса
Курс рассчитан на 2 семестра.
Количество часов: 2 часа в неделю каждый семестр.
Количество лекций: 32 лекции (64 часа).
Итого: 32 лекции (64 часа).
Раздел I. Критический подход в работах
древних и средневековых экзегетов
-
Тема: Раннехристианские экзегеты и переводчики.
"Гекзаплы" Оригена - первый опыт критики текста Септуагинты. Переписка Оригена с Юлием Африканским по поводу авторства и датировки книг Ветхого Завета. Критические замечания в сочинениях Иеронима.
Литература к теме: 1.3.
-
Тема: Древнееврейская экзегеза Библии.
Различные способы членения текста как отражение экзегетических традиций. Членение на абзацы в кумранских рукописях и в масоретской Библии. Происхождение членения на стихи и недельные главы. Раввинистические авторитеты об авторстве книг Библии.
Литература к теме: 1.3.
-
Тема: Средневековые еврейские комментаторы.
Комментаторы Северной Франции: Раши, Элиезер из Божанси и др. Комментаторы средневековой Испании. Авраам Ибн Эзра. Теория редактуры библейских книг; ее возникновение у евреев Византии (Реуэль и др.) и распространение среди еврейских экзегетов Европы.
Литература к теме: 1.3,10.
Раздел II. Рождение и развитие историко-критического
подхода в изучении Ветхого Завета.
Разработка документальной гипотезы.
-
Тема: Гуманизм. Реформация. Рождение европейской гебраистики.
Итальянские и немецкие гуманисты, их интерес к каббале. Пико делла Мирандола, Рейхлин, Мюнстер. Первые европейские грамматики и словари древнееврейского языка. Первые печатные издания древнееврейского текста Ветхого Завета. Полиглотты. Деятельность Лютера и др. реформаторов.
Литература к теме: 1.5, 6; 2.8
-
Тема: Библейская критика и политическая философия: Гроций, Гоббс, Спиноза.
Критическая программа Г.Гроция. "Левиафан" Т.Гоббса и вопрос об источниках христианского права. "Богословско-политический трактат" Спинозы, освоение им опыта средневековых экзегетов.
Литература к теме: 1.5, 6; 2.8.
-
Тема: Библейская критика в XVIII в. Первый вариант документальной гипотезы.
Первые критические издания Еврейской Библии. Открытие ветхозаветной поэзии: Лаут и Гердер. Имена Бога и источники Пятикнижия: гипотеза Ж.Астрюка.
Литература к теме: 1.5, 6; 2.8.
-
Тема: Развитие исторической критики Ветхого Завета в Германии и Скандинавии.
Эйхгорн и знакомство с идеями Астрюка в Германии. Де Ветте. "Девтерономист" и его датировка. Г.Эвальд и гипотеза дополнений. Гомеровские исследования и развитие документальной гипотезы.
Литература к теме: 1.5, 6; 2.8, 10.
-
Тема: Гипотеза Графа-Велльгаузена.
Предположения о поздней датировке жреческих законов. Датировка Графа и Кюенена. Синтез Велльгаузена. Философия Гегеля и библейская критика.
Литература к теме: 1.2, 5, 6; 2.8, 10.
Раздел III. История ветхозаветной библейской критики
после синтеза Велльгаузена
-
Тема: Школа Велльгаузена и дальнейшая разработка документальной гипотезы.
Дробление документов: Прокш, Р.Сменд. "Источник мирян" Айсфельдта, "источник кочевников" Форера. Кристаллизационная гипотеза. Современное состояние теории источников.
Литература к теме: 1.5, 6; 2.7.
-
Тема: Археологические открытия в 19-20 вв. и дешифровка древних письменностей.
Открытия в Месопотамии и Египте. Дешифровка клинописи. Панвавилонизм. Научная археология Палестины. Древнееврейская эпиграфика. Открытие угаритских текстов.
Литература к теме: 1.5, 6; 2.1, 3.
-
Тема: Метод анализа форм.
Социология религии и экзегеза Ветхого Завета. М.Вебер. Школа истории религий. Г.Гункель, его исследования повествований Кн.Бытия, жанров Псалтири, пророческой речи. Г.Гресман. К.Кох. Аналитическая процедура метода.
Литература к теме: 1.5; 2.3, 7, 11.
-
Тема: Метод истории традиции.
Культовое происхождение отдельных текстов Ветхого Завета. Работы З.Мовинкеля, А.Альта, Г.фон Рада, М.Нота. Девтерономическая история.
Литература к теме: 1.5; 2.7.
-
Тема: Метод истории редакции.
Работы Р.Рендторфа о редакции Пятикнижия. Редакционные слои в девтерономической истории. Девтерономическая редакция отдельных пророческих книг. Каноническая критика.
Литература к теме: 2.6, 7.
Раздел IV. Новейшие критические методы в изучении Ветхого Завета
-
Тема: Литературоведческие методики.
Новые методы в общем литературоведении. "Новая критика". Риторический анализ. Метод целостной интерпретации и close reading. Нарратология и изучение повествовательных текстов Ветхого Завета.
Литература к теме: 1.1, 6, 9; 2.2, 4, 9.
-
Тема: Спор "минималистов" и их противников.
У.Девер и "конец библейской археологии". Работы Ф.Дэвиса и Т.Томпсона и дискуссия о Древнем Израиле. "Минималистская" концепция происхождения и датировки книг Ветхого Завета. Критика минимализма и диахрония текста Ветхого Завета (А.Гурвиц и др.).
Литература к теме: 1.6.
Рекомендуемая литература
Основная
- Вайс М. Библия и современное литературоведение: метод целостной
интерпретации. М.-Иерусалим, 2001.
- Велльгаузен Ю. Введение в историю Израиля. СПб, 1909.
- Гиршман М. Еврейская и христианская интерпретация Библии в поздней
античности. М.-Иерусалим, 2002
- Карташев А.В. Ветхозаветная библейская критика. Париж, 1947.
- Крывелев И.А. Происхождение Библии (Из истории библейской критики).
Ветхий Завет. М, 1964
- Алексеев А. А., Лявданский А. К., Неклюдов К. В.. Библеистика //
Православная энциклопедия. Т. 5. М., 2003, с. 25-45
- Рофэ А. Повествования о пророках. М.-Иерусалим, 1997.
- Селезнев М.Г. Вместо предисловия: Библейские исследования, М., 1997.
- Тищенко С. В. Кто написал Тору? К литературной истории Пятикнижия:
Библия. Литературные и лингвистические исследования (вып.1, сс.11-81),
М., 1998
- Steiner R.C. A Jewish Theory of Biblical Redaction from Byzantium: Its Rabbinic
Roots, Its Diffusion and Its Encounter with the Muslim Doctrine of Falsification //
Jewish Studies Internet Journal (JSIJ) 2 (2003). http://www.biu.ac.il/JS/JSIJ/2-2003/Steiner.doc.
Дополнительная
- Делич Ф. Вавилон и Библия. СПб, 1912.
- Alter R.The Art of Biblical Narrative. N.-Y., 1981.
- Barthlett J.R. (ed.). Archaeology and Biblical Interpretation. London-N.-Y.,
1997
- Barton J. Reading the Old Testament. London, 1996.
- Brueggmann W. The Bible and Postmodern Imagination. Mineapolis, 1993.
- Collins T. The Mantle of Elijah: Redaction Criticism of the Prophetical Books.
Sheffield, 1993.
- Clements R.E. Century of Old Testament Study. London, 1976.
- Kraus H.-J. Geschichte der historisch-critischen Erforschung des Alten
Testaments von der Reformation bis zur Gegenwart. Neukirchen, 1969.
- Norman H. Literary Criticism of the Old Testament. Philadelphia, 1971.
- Rogerson J. Old Testament Criticism in the Nineteenth Century: England and
Germany. Philadelphia, Fortress, 1985.
- Tucker M.G. Form Criticism of the Old Testament. Philadelphia, 1971.
Глоссарий
- "Высшая" критика - установление авторства и времени возникновения библейских книг на основании исторической и литературной критики.
- Гипотеза Графа-Велльгаузена - документальная гипотеза в приложении к тексту Пятикнижия.
- Документальная гипотеза - предположение о том, что текст Библии представляет собой комбинацию изначально независимых текстов, отражающих различные повествовательные или законодательные традиции.
- Историческая критика - рассмотрение библейской истории и истории возникновения библейских книг в контексте истории древнего мира. Историко-критический метод исходит из посылки, что Библия была написана людьми. Специалисты по историко-критическому методу (у истоков которого стояли протестантские ученые) изучают Библию, как любой письменный документ, и не учитывают ее места в системе церковного вероучения. Целью исторической критики является прояснение смысла, который библейские тексты имели во время их создания.
- Литературная критика включает изучение литературных жанров древнееврейской словесности, изучение особенностей библейского стихосложения и выделение в Библии стихотворных текстов, изучение композиции и риторических фигур в отдельных текстах.
- Масоретский текст - одна из групп древних текстов Библии, уже на раннем этапе (ок. I в. по Р.Х.) признанная основным течением иудаизма в качестве единственного текста, или textus receptus. Как правило термин "масоретский текст" используется в отношении той текстуальной традиции, окончательную форму которой придал Аарон Бен-Ашер (X в. по Р. Х.) из Тивериадской ветви масоретов. Более ранние формы этого текста (в них отсутствуют огласовка и акцентные знаки) принято называть протомасоретскими.
- Масора - (возможно, от древнеевр. "масар" - "передавать"), еврейская традиция, фиксирующая канонический текст Библии. Благодаря деятельности масоретов (VII-X вв.) текст еврейской Библии снабжен знаками огласовки и кантилляции.
- Нарратология, теория нарратива - дисциплина, изучающая повествовательные тексты, природу, формы и функционирование нарратива, общие черты, присущие всем возможным типам нарративов, равно как и критерии, позволяющие отличать последние между собой, а также систему правил, в соответствии с которыми нарративы создаются и развиваются.
- Параллелизм синтаксический - главная черта древнееврейской поэзии, повтор синтаксической конструкции с одинаковым или неодинаковым лексическим наполнением.
- Текстуальная критика ставит своей задачей восстановить с наибольшей точностью первоначальный текст Ветхого Завета. Вещественным результатом работы текстуального критика является критическое издание текста Библии.
Примерные темы рефератов и курсовых работ
- Библейская критика в исследовании пророческих книг Ветхого Завета:
смена парадигм.
- История критического изучения книги Исайи.
- История критического изучения книги Иеремии.
- Вопросы авторства книг Библии в раннехристианской, раввинистической и
постталмудической еврейской экзегезе.
- Рождение европейской гебраистики и деятельность европейских
гуманистов.
- Библейская критика в контексте политической философии Нового
Времени.
- Исследование поэм Гомера и историко-критический метод в изучении
Библии.
© Кафедра библеистики МДА, 2005.
Последнее обновление:
Адрес в интернете: http://www.bible-mda.ru/method/prog-hist-biblical-critics-ot.html
|