28 ноября преподаватель и научный сотрудник кафедры Библеистики иерей Сергий Фуфаев, а также учащийся I курса магистратуры Пантюхин Ростислав выступили с докладами на четвертой сектоведческой научно-практической богословской конференции «Неопротестантизм в России», проходившей на базе Сретенской духовной академии.
Иерей Сергий Фуфаев, заместитель председателя Синодального миссионерского отдела по апологетической миссии, преподаватель Московской духовной академии в докладе «Богословское осмысление изложенных иеромонахом Серафимом (Роузом) идей относительно духовной природы "харизматического возрождения"» отметил, что о. Серафим выделяет три оккультно-магических принципа «харизматического возрождения», соблюдая которые «харизматы» надеются получить дары Святого Духа: 1) личная пассивность, нередко доходящая до состояния транса; 2) магические приемы; 3) наличие в общине общей непоколебимой веры в «харизматические» духовные практики. Однако Священное Писание свидетельствует о том, что для обретения единства с Богом, напротив, необходима духовно-нравственная активность христианина, а не его пассивность, тем более, в состоянии транса. Это предполагает, в частности, соединение разделенных грехом сил человеческой души (ума, воли и чувств) при содействии нетварной благодати Божией и реальном единстве с Богочеловеком Христом, которое осуществляется только в Православной Церкви, имеющей апостольское преемство и хранящей христианские веру и духовно-нравственную практику в неповрежденном виде. «Харизматическая» практика, чуждая Божественной благодати, библейского учения и подлинного опыта соединения с Богом, ведет к тяжелому состоянию прелести, когда имитация демонами действий Бога искренне принимается человеком за Божии действия, а ложь принимается за истину.
Ростислав Пантюхин, студент 1 курс магистратуры кафедры библеистики Московской духовной академии в докладе «Историко-филологическое понимание термина ἱλαστήριον (умилостивление) в Рим. 3:25 и ἱλασμός (умилостивление) в 1 Ин. 2:2 в контексте сотериологической полемики с неопротестантизмом (по материалам исследований в русской библейской науке конца XIX-начала XX вв.)» сделал аналитический обзор трудов русских библеистов по вопросу уточнения содержания вышеупомянутых греческих слов, которые в синодальном тексте Священного Писания переводятся на русский язык одинаково словом «умилостивление» в его юридическом понимании. В ходе проведенного исследования установлено, что в более ранних переводах на церковно-славянский язык для их перевода было использовано слово «очищение». В рамках изучения данной проблемы русские библеисты пришли к заключению, что слова ἱλαστήριον и ἱλασμός имеют значение очищения, следовательно, в сотериологическом контексте правда Божия состояла не в наказании, а в очищении людей от последствий прародительского греха. При таком значении вышеупомянутых слов неопротестантское понимание умилостивления как юридического удовлетворения правде Божией, т.е. гневу Бога Отца за преступление Адама и всех людей не обосновано, а слово ἱλαστήριον следует переводить как очищение от последствий первородного греха.
Дмитрий Викторович Пархута, магистр богословия, преподаватель Хабаровской духовной семинария в докладе «Некоторые наблюдения о распространении неопротестантизма в России» сделал обзор основных тенденций в его развитии в нашей стране в контексте социально-политических перемен на протяжении последних десятилетий.
Дмитрий Иванин, магистр богословия, аспирант Сретенской духовной академии представил доклад «Представления российских пятидесятников о депрессии», в котором проанализировал упоминания о проблематике депрессии в официальных документах пятидесятников, высказываниях их официальных лиц, пособиях по душепопечению и книгах по самопомощи, а также рекомендации по ее преодолению
В завершении конференции члены Оргкомитета от имени ее участников выразили благодарность исполняющему обязанности ректора Сретенской духовной академии, наместнику Сретенского монастыря игумену Иоанну (Лудищеву), а также братии монастыря, сотрудникам и студентам Сретенской духовной академии за труды по организации и ее проведению.