Православный календарь

Представители кафедры выступили на конференции «Преподобный Симеон Новый Богослов и студийская традиция»

10 декабря в Елизаветинском зале Московской духовной академии в очно-дистанционном формате состоялась научно-богословская конференция «Преподобный Симеон Новый Богослов и студийская традиция», приуроченная к тысячелетию со дня кончины святого (†1022). В конференции приняли участие как преподаватели и студенты Академии, так и приглашенные гости, занимающиеся изучением творений преподобного Симеона.
Профессор кафедры библеистики МДА Розалия Моисеевна Рупова представила вниманию слушателей доклад на тему «Лествица духовного восхождения в отражении Божественных гимнов преподобного Симеона Нового Богослова». Розалия Моисеевна предложила взглянуть на Божественные гимны как на редкий пример поэтического выражения полноты аскетического опыта. Проводя параллель между «Лествицей» преподобного Иоанна Синайского и Божественными гимнами преподобного Симеона, она показала, что преподобный Симеон, продолжая аскетическую традицию Православия, творчески развивает ее — это проявляется в специфике его руководства монашеским подвигом. В докладе было подчеркнуто как сходство, так и различие между двумя памятниками.

Доцент кафедры библеистики МДА диакон Сергий Кожухов в рамках своего доклада осветил вопрос о том, как преподобный Симеон использует христологическую терминологию в своих произведениях. Преподобный не писал христологических трактатов, а занимался наставлением монашеской братии в аскетической жизни. Такая терминология представлялась преподобному Симеону подходящей для выражения тесного единения подвижника с Богом. На практике, по мнению преподобного, такое единение осуществлялось посредством молитвы, исполнения заповедей и выражалось в достойном участии человека в Таинствах. Особо здесь преподобный Симеон выделяет покаяние (исповедь), Крещение и как наивысшую степень единения — Евхаристию. Единство, достигаемое подвижником, преподобный Симеон описывает в терминах, которые применялись для обозначения единства Христа со Своей плотью, как, например, οὐσιωδῶς, указывая тем на «сущностное» соединение с Богом, но в нравственной категории или «неразлучное единство» (ἡ ἕνωσις ἀχώριστος). Такое единение — это высшее проявление единства и близко с обожением человека.
Каждый доклад вызывал живое обсуждение, которое зачастую переходило в научные дискуссии, что, кроме прочего, можно рассматривать как свидетельство неподдельного интереса к трудам преподобного Симеона Нового Богослова в современной богословской науке.
Сайт МДА