4 июня в Библейском кабинете Московской духовной академии в очно-дистанционном формате состоялось мероприятие, организованное научной школой кафедры библеистики «Наследие апостола Павла в святоотеческой экзегезе, русской дореволюционной и современной библеистике» и студенческим научно-богословским обществом «Православная паулинистика» совместно с кафедрой теологии ФДО ПСТГУ, а также Екатеринбургской и Перервинской духовными семинариями. На заседании присутствовало свыше 40 человек, интересующихся вопросом «Сотериологического метода».
Возглавили мероприятие заведующий кафедрой библеистики МДА, доцент протоиерей Олег Мумриков и заведующий библейским кабинетом МДА, доктор богословия (DTheol) протоиерей Александр Тимофеев.
Модераторами семинара выступили куратор научной школы, доцент Михаил Всеволодович Ковшов и председатель студенческого научного общества Александр Якущенко.
Темой заседания стало обсуждение «Сотериологического подхода в библеистике и современная модель научного познания».
Спикер доклада: Таланкина Мария Владимировна, ст. преп. кафедры теологии ПСТГУ;
Со вступительным словом выступил Ковшов Михаил Всеволодович, доцент кафедры библеистики МДА, научный сотрудник Перервинской ДС. Им было отмечено, что сотериологический подход, формировавшийся на протяжении последнего десятилетия, имеет ведущее перспективное направление в библеистике.
Основные тезисы заседания:
I-я часть заседания посвящалась тезисам современного понимания науки XX века.
Сотериологический подход неразрывно сопряжён с философией науки по причине неразработанности богословской терминологии, которая бы соотносилась с конкретным богословским направлением.
«Философия науки – обязательная часть любого научного исследования».
Современная философия науки дошла до разрешения проблемы XIX столетия – т.н. «мифа о научности», который предполагал невозможность объективного научного представления о мире из-за веры и мировоззрения человека.
Представление XX века о том, что, избавившись от «предпосылочности», можно будет понять Истину или хотя бы истинный смысл Писания, не увенчалось успехом.
«Предпосылочность» (относительность) знания искоренить нельзя, так как нельзя абстрагироваться от самого себя, а даже если бы это представлялось нам возможным, то, избавившись от одних предпосылок, мы незаметно бы «подчинились» другим.
С течением времени вера становится «компенсацией» неполноты и относительности человеческого знания.
Завершением первой части доклада стал следующий вывод: «Сферы (плотского) мышления недостаточно, чтобы прийти к общему взгляду о том, как жить или как мыслить в безошибочном направлении».
Начало II-й части доклада положили вопросы «картины исследуемой реальности»:
- согласно современным представлениям;
- в агностической библеистике;
- в рамках Сотериологического подхода.
«Цель исследования состоит «в точнейшем усвоении Божественных наставлений посредством внимательного проникновения в богодухновенное слово человеческое» (Глубоковский Н. Н.)
Картина исследуемой реальности (КИР) целенаправляет различные библейские дисциплины.
После завершения доклада состоялась оживлённая дискуссия, в ходе которой поднималась проблема перспективы обширной «актуализации» сотериологического подхода среди православного научного мира, а также слушателями были заданы интересующие вопросы, касающиеся «частного опыта богообщения», основ критического подхода к исследованию Библии, а также догматических определений.
Иерей Вадим Жилков
Фото председателя студенческого научного общества Александра Якущенко