Православный календарь

Учебно-методический семинар преподавателей ДА МП

СОСТОЯЛСЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ БИБЛЕЙСКИХ ДИСЦИПЛИН
ДУХОВНЫХ СЕМИНАРИЙ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА

Семинар преподавателей библейских дисциплин

Дополнительные материалы по теме:

31 марта в Малом актовом зале Московской духовной академии состоялся семинар, посвященных вопросам преподавания библеистики в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви. В нем приняли участие 25 преподавателей из 20 богословских школ Московского Патриархата. Заседание продолжалось целый день и состояло из трех сессий.

Протоиерей Леонид Грилихес
Протоиерей Леонид Грилихес

Открыл заседание семинара заведующий кафедрой библеистики Московской духовной академии протоиерей Леонид Грилихес. Он поприветствовал присутствующих и выразил надежду на то, что мероприятие, собравшее предствителей большинства семинарий будет плодотворным и создаст хороший прецедент для проведения подобных мероприятий в будущем. Задачи, стоящие перед участниками форума - обсудить важнейшие проблемы преподавания библейских дисциплин в духовных семинариях как с методической, так и с содержательной точки зрения.

Первый доклад был представлен преподавателем Московской духовной семинарии священником Георгием Климовым. В нем он остановился преимущественно на вопросах преподавания новозаветных дисциплин. По его словам, в преподавании предмета Священного Писания Нового Завета ставятся следующие задачи:

  • дать студентам целостное представление о Священном Писании и о его месте в жизни Церкви, показать соотношение и взаимосвязь Новозаветного и Ветхозаветного Откровений;
  • дать представление о происхождении книг Священного Писания Нового Завета, истории формирования канона и истории священного текста книг Нового Завета;
  • познакомить студентов с особенностями каждого раздела книг Нового Завета и с конкретным содержанием каждой книги, дать толкование наиболее важных фрагментов;
Священник Георгий Климов
Священник Георгий Климов

Курс теснейшим образом связан с такими дисциплинами как Священное Писание Ветхого Завета, догматическое богословие, патрология, историческая литургика.

Преподавание в семинарии ведется по школьной системе - на каждом уроке предполагается небольшой опрос (в том числе в виде письменных контрольных работ) и начитка нового материала. Приветствуется подготовка небольших докладов (на 5-7 минут по изучаемым темам). Форма итогового контроля - экзамен в конце учебного года. На обоих курсах две из трех групп пишут по предмету семестровое сочинение.

Одним из актуальных вопросов является преподавание предмета библейской истории как пропедевтической богословской дисциплины: речь идет о возможном упразднении ее, что даст возможность увеличить количество часов на преподавание Священного Писания. По мнению отца Георгия Климова, отказываться от этого предмета не следует. Докладчик высказал ряд аргументов в пользу своей позиции.

В докладе прозвучала мысль о необходимости увеличения количества часов на изучение библейских дисциплин. Для этого было предложено исагогические, текстологические и другие вспомогательные разделы выделить в отдельный семинарский курс.

В заключение отец Георгий высказал надежду на координацию деятельности преподавателей различных духовных школ не только в работе над единой программой по библейским дисциплинам, но и в деле подготовки учебного пособия, которого в дальнейшем придерживались бы все школы и в котором были бы учтены все наилучшие разработки различных семинарий. [Полный текст доклада>>>]

В последовавшей затем дискуссии были высказаны различные дополнения и замечания. Иеромонах Андрей (Мороз) из Ставропольской духовной семинарии заметил, что пока что единое учебное пособие для всех семинарий может быть неэффективным в силу разных местных условий. Отец Георгий Климов согласился с этим и подчеркнул, что сейчас стоит задача выработки единых учебных программ для всех семинарий.

Протоиерей Владимир Сорокин
Протоиерей Владимир Сорокин

Заведующий кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Владимир Сорокин сказал о том, что необходим единый план обучения библейским дисциплинам, на который могли бы ориентироваться все академии и семинарии. Далее он указал, что изучение библеистики должно строиться с учетом церковной жизни, в частности, того критерия, который содержиться в Символе веры - ученяи о Церкви как "Единой, Святой, Соборной и Апостольской". Поэтому изучение библейских дисциплин должно способствовать укреплению единства, святости, соборности и апостоличности Церкви Христовой. Кроме этого, важно разработать и усвоить литургическое прочтение Священного Писания. Это связано, опять же, с особыми задачами православной библеистики, для которой некоторые западные вопросы (например, много и горячо обсуждаемая протестантскими исследователями "синоптическая проблема") не только не актуальны, но представляются даже надуманными.

Протоиерей Леонид Грилихес отметил важность введения вспомогательной библейской дисциплины в семинариях, которая, по его мнению, должна читаться не в конце, а в самом начале семинарского курса. Он также обратьил внимание присутсвующих на такую проблему: нередко студенты читают только конспекты лекций или учебные пособия, но не прочитывают сам текст Священного Писания. Иногда доходит дело до анекдотических ситуаций: однажды студент на экзамене вопроизвел дословно цитату из Библии по пособию, в которое закралась опечатка: вместо библейского текста "[Агарь] пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии; <...> и пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука" (Быт. 21:14-16) там стояло "и пошла, села вдали, в расстоянии, и сделала один выстрел из лука". Эта крайняя ситуация, тем не менее, в некоторой степени иллюстрирует данный изъян в изучении самого текста Библии.

Протоиерей Валерий Бунтеев из Костромской духовной семинарии заметил, что решения этой проблемы было бы неплохо ввести в качестве обязательной ступени двухгодичные духовные училища. Протоиерей Ростислав Снигирев, заведующий кафедрой библеистикиКалужской духовной семинарии, сказал, что ответсвенность за нежелание знакомиться с текстом Священного Писания в полностью ложиться на студентов. Относительно дургих вопросов он указал, что библейскую историю отменять нельзя, а стандарт по библеистике, если он будет приянт, снимет 80% вопросов относительно программ в духовных семинариях.

Протоиерей Николай Диваков
Протоиерей Николай Диваков

Следующий доклад представил преподаватель Московской духовной семинарии протоиерей Николай Диваков.

Он указал, что истинные знания Библии у студента, как и у любого верующего, бывают не только и столько результатом прослушивания лекций, сколько результатом самостоятельного регулярного чтения Священного Писания. Только тот человек, который вслед за псалмопевцем может воскликнуть: "в законе Твоем поучихся день и нощь", может сказать про себя, что он знает Библию. Поэтому первая и главная задача преподавателя - привить студенту любовь к изучению Библии.

В качестве решения этой задачи могут быть использованы следующие подходы:

  • раскрывать глубину подлинного смысла библейского текста с объяснением значения слов оригинала;
  • задавать для самостоятельного прочтения текст Библии;
  • пояснить трудные места Библии, но при этом научить студентов правильно подходить к работе над текстом.

Докладчик более подробно остановился на вопросе преподавания в семинарии Священного Писания Ветхого Завета. Он отметил недостаточное количество учебных часов для изучения исторических и пророческих книг, по причине чего преподавателю приходится останавливаться лишь на отдельных, наиболее важных темах для каждой из книг. Поэтому курс в его настоящем виде было бы более правильно назвать "кратким обзором исторических и пророческих книг".

Поэтому в качестве новой системы преподавания докладчик предложил ввести параллельное изучение разных исторических и пророческих книг, например, синхронно изучать 2-4 книги Царств с книгами Паралипоменон; 18-20 главы Четвертой Книги Царств параллельно с 29-32 главами Второй Книги Паралипоменон и с историческим отделом книги пророка Исаии (36-39 главы), 25-ю главу Четвертой Книги Царств с 52-й главой Книги пророка Иеремии, первую и вторую Маккавейские книги. В целом же ощущается острый дефицит учебного времени.

При изучении новозаветных дисциплин в евангельском разделе имеет смысл рассматривать не только сходство, но различие повествований, в том числе синоптических Евангелий. Студент должен знать, на чем заостряет внимание каждый из евангелистов, описывая то или иное событие евангельской истории. [Полный текст доклада>>>]

После доклада последовала короткая дискуссия, во время которой прот. Р. Снигирев заметил, что лекционная система преподавания является более эффективной, нежели урочная.

Диакон Александр Тимофеев
Диакон Александр Тимофеев

Далее преподаватель Московской духовной академии диакон Александр Тимофеев сделал доклад на тему "Каких знаний ожидает академия от выпускников семинарий? (о подготовке семинаристов к вступительным экзаменам в академию)".

Прежде всего докладчик с огорчением отметил, что уровень абитуриентов, поступавших на библейское отделение МДА в августе 2004 годы, был невысоким. Многие выпускники семинарий, особенно провинциальных, не смогли пройти испытание и поступить в академию. Причиной этого явилось во многом незнание требований, предъявляемых к поступающим на новооткрытое отделение.

Для того, чтобы исключить подобную ситуацию в будущем, имеет смысл сформулировать те требования, которые предъявляются к выпусникам семинарий, поступающим на библейское отделение Московской духовной академии.

  • За период обучения в семинарии студент должен прочитать весь текст Священного Писания. Для стимулирования этого процесса можно порекомедовать преподавателям такой методический прием. Задавать от урока к уроку по 10-15 глав из Священного Писания для прочтения. Устный опрос студентов при этом не вполне эффективен, так как, ответив на одном уроке, студент может не готвоиться к следующему, надеясь,. что его не опросят. Оптимальным в данном случае являет "летучка" - письменный опрос в начале урока на 10-15 мин., при котором каждому студенту предлагается свой вариант вопроса. Это позволяет опрашивать каждого и существенно экономит время на контроль знаний студентов.
  • Выпусники семинарий должны досконально - а в некоторых случаях даже дословно - знать мессианские тексты Священного Писания Ветхого Завета.
  • Абитуриенты академии должны ориентироваться в исагогических и текстологических вопросах (включая знание основных папирусов, кодексов и т. п.).
  • Преподаватели семинарий должны уделять достаточное внимание изучению экзегезы библейского текста.
  • Докладчик также отметил, что уже в период обучения в семинарии студент должен хорошо усвоить различие между основными методами толкования Священного Писания Ветхого Завета в Православной Церкви: буквальным и типологическим, а также символическими методами, используемыми преимущественно для нравственного научения в Писании (среди которых наиболее известен аллегорический).
  • Преподавание в семинарии должно строиться так, чтобы студент получил навыки работы с библейским текстом. Для этого крайне полезно останавливаться подробнее на филологическом ализе отдельных терминов на языке оригинала (древнееврейском или древнегреческом).

В заключение докладчик подчеркнуть необходимость литургического комментария к билейским текстам, что будет способствовать более целостному восприятю Писания студентом в контексте церковной жизни.

Cвященник Димитрий Юревич
Cвященник Димитрий Юревич

После перерыва с докладом на тему "Библейская критика или библейский анализ?" выступил преподаватель Московской духовной академии священник Димитрий Юревич. Он заметил, что один из актуальных вопросов современной русской библеистики - отношение к западным исследованиям, особенно к такому широко исползуемому ныне на Западе подходу к изучению Библии, как историко-критический метод.

Ряд русских исследователей Священного Писания сегодня принимают и пытаются использовать этот метод, рассматривая его как адекватный инструмент для изучения Писания. Их привлекает то, что западные работы, использующие историко-критический метод, написаны на хорошем уровне с привлечение обильного материала из области филологии, истории, библейской археологии и других наук. Смущаясь тем, что в дореволюционной русской науке этот метод был известен под названием "отрицательная библейская критика", эти современные русские библеисты предлагают называть его "библейский анализ". Более того, неприятие историко-критического метода в дореволюционной русской библеистике объясняется ими как "отсталость" последней или даже как то, что "до революции в России библеистики не было".

Чтобы разобраться в этом сложном вопросе, необходимо в процессе любых исследований, в том числе библейских, различать методологию и фактологию. Факт мало что значит сам по себе, если он не осмыслен и не использован. Поэтому факт всегда нуждается в интерпретации. Это хорошо известно, например, тем, кто имел дело с археологией - при обнаружении новых предметов древности, как правило, возникает острая необходимость их объяснить: что это - каменный нож или наконечник стрелы и т. д. А вот интерпретация фактов и дается на основании метода исследования, который предполагает наличие ряда априорных (т. е. принимаемых изначально, на веру) предпосылок.

Например, православная методология изучения Священного Писания основывается на таких предпосылках, как признание богодухновенности Библии, привлечение церковной традиции и святоотеческого понимания для объяснения трудных мест.

Историко-критический метод исходит из совершенно других предпосылок:

  1. отрицание богодухновенности Священного Писания (именно по этой причине данный подход назывался до революции "отрицательная библейская критика");
  2. предположение, что как история ветхозаветного Израиля, так и ранней новозаветной Церкви развивалась эволюционным путем;
  3. и эта эволюция следовала гегелевской схеме "тезис - антитезис - синтез".

В области Ветхого Завета наибольшую известность этот метод получил через работы Графа-Велльгаузена и их последователей, а Нового Завета - школы Баура. Экспансию историко-критического метода в русскую библеистику Нового Завета смог остановить такой титан мысли, как профессор СПбДА Н. Н. Глубоковский. В области Ветхого Завета также было написано немало замечательных трудов, указывавших на ложность предпосылок и выводов отрицательной библейской критики (проф. прот. Н. Елеонсий, проф. П. А. Юнгеров, проф. В. П. Рыбинский, Д. С. Леонардов и другие). Отвергая западную методологию, русские ученые, однако, без проблем использовали факты и достоверные сведения, черпаемые из западных источников.

Заседание семинара

Сегодня перед русскими библеистами стоит задача преодоления соблазна историко-критического метода, особенно в области Ветхого Завета, с тем, чтобы решительно и без сожаления отвергнуть как его ложные предпосылки, итак и неверные выводы. Однако это не является препятствием для изучения западных работ, чтобы воспользоваться огромной фактологической базой, накопленной в западной науке в течение XVIII-XX веков. Конкретные факты и несомненные сведения из области библейской филологии, библейской истории, истории древнего мира, библейской археологии и хронологии могут быть с успехом использованы русскими исследователями Священного Писания для адекватного изучения библейского текста. Именно такой подход - сочетание православных церковных предпосылок и методов с неоспоримыми научными сведениями и может быть назван библейским анализом.

В заключение докладчик указал, что ценность русских дореволюционных работ по библеистике заключается именно в их методологической установке, хотя фактологически они, как правило, устарели. Поэтому кафедра библеистики МДА совместно с богословским издательством "Аксион эстин" подготовила первый компакт-диск по теме "Библейская исагогика, герменевтика и экзегетика", на котором размещены электронные книги дореволюционных авторов (каждый участник семинара получил в подарок этот диск). [Полный текст доклада>>>]

Игумен Вонифатий (Клименко)
Игумен Вонифатий (Клименко)

Комментируя содержательную часть доклада, протоиерей Леонид Грилихес заметил, что православным исследователям все же необходимо быть знакомыми с отрицательной библейской критикой, дабы избежать ее неприемлимых моментов. При этом надо учитывать, что историко-критический метод в изложении некоторых разделяющих его современных русских библеистов (например, отдельных специалистов из РГГУ и ББИ), получает иную интерпретацию, нежели у западных авторов. На Западе многие спорные моменты остаются под вопросом, в России же вопросы снимаются - часто в пользу скептичного отношения к библейскому тексту. На Западе отрицательная библейская критика уже становится неактуальной. Есть западные ученые, которые с улыбкой вспонимают, как еще 20-30 лет назад при обучении на богословских факультетах им предлагали выделять текст Библии ручками разного цвета, обозначая гипотетические фрагменты "ягвиста" и "элогиста" и т. д. Теперь же от этого отходят в сторону целостного восприятия Священного Писания.

Однако, по словам отца Леонида, предстоит еще сформировать церковную позицию Русской Церкви по многим библейским вопросам, включая этот. Затем отец Леонид рассказал об издательских проектах кафедры библеистики.

Игумен Вонифатий (Клименко), преподаватель Ветхого Завета Ивановской духовной семинарии, указал на то, что акцент необходимо сделать на мессианское понимание библейских текстов, на умение видеть и извлекать духовный смысл, который не всегда очевиден. Особенно это важно при изучении Священного Писания Ветхого Завета, посколькау всегда присутсвует соблазн остановиться на буквальном или историческом значении. Однако в силу единства Ветхого и Нового Завета важно прочитывать Ветхий Завет, помня о новозаветном исполнении всех, в том числе и прикровенных, ветхозаветных пророчеств. Андрей Викторович Разин из Екатеринбургской духовной семинарии заметил, что при этом сохраняется задача внимательного прочтения Писания. Он рассказал о том, что некоторые его студенты ведут особый "дневник чтения", в который записывают мысли после прочтения.

Протоиерей Ростислав Снигирев
Протоиерей Ростислав Снигирев

После этого протоиерей Ростислав Снигирев, заведующий кафедрой библеистики Калужской духовной семинарии, представил свою новую работу, которая готовится к публикации - "Библейская археология". Несмотря на то, что библейская археология в качестве обязательной дисциплины стоит только в сетке расписания библейских отделений духовных академий, в семинариях также возможно преподавание этого предмета за счет резерва "региональных часов", которые семинария распределяет по своему усмотрению. Поэтому в Калужской духовной семинарии о. Ростислав уже несколько лет читает этот курс, легший в основу книги.

Книга выйдет в Издательстве Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в мае месяце. Некоторое время назад отец Ростислав обратился к кафедре библеистики МДА с просьбой одобрить его труд в качестве учебника для духовных школ, о чем было упомянуто на семинаре. Однако по предложению участников семинара было решено, что в силу отсутствия единых учебных программ и других причин книга не может получить статус учебника; может быть рассмотрен вопрос о рекомендации книги только как учебного пособия.

Священник Алексий Емельянов
Священник Алексий Емельянов

По традиции одобрение кафедры библеистики МДА выносится на основании двух рецензий. Первый рецензент книги отца Ростилава диакон Александр Тимофеев выступил с кратким отзывом, в котором положительно оценил этот труд, но при этом высказал ряд замечаний, касающихся вопросов библиографии, происхождения человека, датировки периода патриархов и исхода и недостаточного освещения вопросов кумранологии. Автор, позитивно восприняв критические замечания, выразил готовность внести соответсвующие коррективы. Ряд пожеланий в адрес автора высказал также заведующий кафедрой библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Алексий Емельянов.

На послеобеденном заседании была создана рабочая группа из представителей разных семинарий, в задачу которой будет входить координация деятельности по рассмотрению предметов, преподаваемых среди библейских дисциплин, а также их программ и расчасовок. Первое заседание рабочей группы намечено провести 21 апреля в Московской духовной академии.

В конце заседания был принят итоговый документ, в котором отмечено следующее.

  1. Решено сохранить курс библейской истории среди библейских дисциплин, преподаваемых в семинарии.
  2. Поставить вопрос о создании образовательного стандарта по библеистике для семинарий; стандарт должен включать в себя не только изучаемые дисциплины, но и программы, и почасовой план.
  3. Создать рабочую группу, занимающуюся образовательным стандартом. Группа должна последовательно очертить круг преподаваемых библейских предметов, затем разработать программы и предложить расчасовку.
  4. Подчеркнуть необходимость создания учебных пособий по Священному Писчанию Ветхого Завета, которые должны приниматься в таком порядке: 1) предоставление рецензий; 2) обсуждение на семинаре.
  5. Одобрить ежегодное проведение учебно-методических семинаров в МДА.
Соб. инф. сайта КБ МДА
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна

Заседание семинара

Дополнительные материалы по теме: