Православный календарь

13-14 ноября в Академии прошла конференция «Экзегетика и герменевтика Священного Писания в свете православного Предания».


13 и 14 ноября 2024 г. в стенах Московской духовной академии прошла осенняя сессия ежегодной научно-практической конференции кафедры Библеистики «Экзегетика и герменевтика Священного Писания». В первый день конференции с докладами выступили преподаватели духовных и светских вузов, а также независимые исследователи. Во второй день были заслушаны доклады аспирантов и студентов. Среди участников были представители Московской, Сретенской и Минской духовных академий, ОЦАД, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Саратовской, Коломенской, Калужской, Екатеринодарской, Нижегородской, Барнаульской, Казанской, Донской, Екатеринбургской, Перервинской и Новосибирской духовных семинарий, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

Конференцию открыл заведующий кафедрой библеистики МДА протоиерей Олег Мумриков, который обратился к участникам с приветственным словом: отец Олег отметил, что 2024 год является для кафедры Библеистики знаковым, так как в этом году исполняется 20-летие кафедры.

 

Пленарная часть

 

Пленарное заседание открыл доклад заведующего кафедрой Библеистики протоиерея Олега Мумрикова на тему «Православное учение о творении и современное богословие эволюции: возможен ли диалог?». Автором доклада в качестве предваряющих понятий было зафиксировано, что эволюционизм на сегодняшний день является одной из базовых концепций современного естествознания. Когда речь идет о вопросах богословского осмысления проблем современного естествознания, самой сложной является проблема естественного зла – возможности страдания и смерти с момента сотворения человека. Святоотеческая традиция говорит о творении как об особом состоянии мира, которое утрачено при грехопадении: в то же время, научная картина подходит к вопросу иначе. Как осмысление проблемы появилось т.н. «богословие эволюции» Пьера Шардена: творение непрерывно, сам по себе космос является незавершенным процессом, а мир пребывает в процессе становления, и потому может порождать новые явления. Согласно данной концепции, у творения существует определенная свобода, заключающаяся в том, что Бог не вмешивается (или ограниченно вмешивается, т.е. т.н. «Божественное самоустранение» – отсюда, по мнению сторонников теории, в мире присутствует зло). Свобода рождает множество сценарий развития событий – из этого рождается случай; между тем, первородный грех понимается как безразличие к Божественному Творчеству. Так, исследователь Джон Хот отрицает историчность первых глав Книги Бытие. Совершенство возможно только в будущем: также концепция «констатирует уязвимость Бога» – «Он слаб пред лицом естественного зла». Все вышеперечисленное является основными проблемы данной концепции. Тем не менее, в православном вероучении можно провести некоторые параллели отдельным аспектам данной теории – например, кеносис Спасителя (Божественная Уязвимость). Главная проблема заключается в том, что богословие эволюции строит теодицею, взирая лишь на мир падший, воспринимая только его, а не тот мир, который был «хорош весьма» (Быт.1.31). Сторонники данной концепции описывают только лишь эмпирически известную человеку реальность: поэтому мы можем перейти в другую форму расчета, не выясняя кто прав и виноват – то есть, наши оппоненты просто не учитывают того, что учитываем мы. На этом основании диалог возможен.

По окончании пленарного заседания началась работа двух секций преподавательской части конференции Первая секция проходила в Большом зале, вторая — в библейском кабинете МДА.

 

Секция 1. Большой актовый зал

 

Первым был заслушан доклад заведующего кафедрой Библеистики Саратовской духовной семинарии Алексея Сергеевича Кашкина на тему «Ис.61:10: Кого Господь «облек в ризу спасения и одел одеждою веселия»?».  Автор рассказал о вариантах толкования фрагмента Ис.61.10: был сделан вывод, согласно которому доминирующее количество толкований предполагает сопоставление приведенного в книге пророка Исаии образа с Израилем либо Церковью, но вместе с тем существует его ассоциация с Мессией, или же с царем Артаксерксом. Как результат, святоотеческое мнение склоняется в пользу коллективной интерпретации, а использование этого отрывка в молитвословии при облачении архиерея благоприятствует персональному его пониманию.

Затем, проректор по развитию, доцент кафедры Библеистики Саратовской духовной семинарии, кандидат богословия протоиерей Димитрий Усольцев представил доклад на тему: «Крещение погружением в контексте Евангелия: текстологические и экзегетические аспекты». Автор доклада отметил, что в истории христианской Церкви существовали три основных способа совершения Таинства Крещения – через погружение, через обливание и через окропление, однако именно Крещение через погружение в практике Православной Церкви является нормативным, в то время как остальные два допускаются лишь в исключительных случаях. В данном контексте актуальным вопросом становится обращение к евангельским основаниям Таинства Крещения, установление которого Господом Иисусом Христом описано в Евангельском тексте. В связи с этим автор прибегает к семантическому и историко-культурному анализу фрагментов Священного Писания, в которых описано Крещение Господа Иисуса Христа, с целью определить, какой смысл несет именно Крещение через погружение. При этом автор сопоставляет Иоанново крещение (крещение покаяния) и собственно христианское крещение. В докладе также было отмечено, что крещение в Священном Писании предстает процессом постепенным, двухфазным.

Преподаватель Минской духовной Академии иерей Владимир Грицевич выступил с докладом «Вопросы праведности и проблема невинного страдальца в книгах Ветхого Завета». Автор рассмотрел вопрос праведности и проблему невинного страдальца в контексте книг Священного Писания Ветхого Завета: так пророк Давид понимает под праведностью верность Богу во дни всей своей жизни; более же подробно данная тема раскрывается в книге Иова. Автор говорит о важности принципиального понимания того, что планы Бога сокрыты от человеческого разумения, и человеческая мудрость не в состоянии их понять, поэтому единственный возможный вариант решения данного вопроса, указанный в Священном Писании – прямое доверие человека Богу.

Преподаватель Екатеринодарской духовной семинарии иерей Михаил Еремин выступил с докладом на тему: «Тайна как эсхатологическое понятие в послании апостола Павла к Римлянам». Автор доклада отметил, что существует множество понятий относительно исследуемого фрагмента Священного Писания; при этом, сам по себе термин «μυστήριον» – означает как уже нечто наступившее, так и нечто грядущее, относительно которого сохраняется тайна. Рассмотрев понятие «μυστήριον» в исторических и библейских книгах, исследователь говорит о том, что тайна, сокрытая в Ветхом Завете, открылась в Новом Завете как в виде собственно Искупительного Подвига Господа Иисуса Христа, так и его последствий. Также, согласно мысли докладчика, важный акцент при исследовании вопроса содержится в высказываемой апостолом Павлом надежде, что в эсхатологическом будущем израильский народ примет Христа.

Далее с докладом на тему «К вопросу о толковании Имени Божия в молитве «Отче наш»» выступил старший преподаватель Нижегородской духовной семинарии Сергей Николаевич Горбунов. Указав на Троичное толкование молитвы прп. Максимом Исповедником и сопоставив Нагорную проповедь с корпусом Пятикнижия, исследователь пришел к выводу, что молитва «Отче наш» является ключевой мыслью проповеди Господа Иисуса Христа, приоткрывающей для человека тайну Пресвятой Троицы.

Доклад на тему «Проклятия или жалоба в 108 (109) псалме?» представил старший преподаватель Сретенской духовной Академии иеромонах Ириней (Пиковский). Автором доклада были рассмотрено две версии относительно авторства 108-го (109) псалма: согласно первой версии, авторство текста принадлежит самому царю и пророку Давиду; согласно второй, время создания псалма относится к послепленной эпохе. Автором было отмечено, что проклятия псалма по стилю не отличаются от аналогичных текстов Псалтири: поскольку герой псалма находится под Божественной защитой, то ставит защиту своего достоинства как защиту чести Самого Бога. Кроме того, пророческие слова царя Давида предсказывают иудеям последствия непринятия ими Христа.

С докладом «Учение Отцов-Доникейцев о нерасторжимости брака согласно Мф. 5, 32 и 19, 9» выступил доцент кафедры Библеистики МДА протоиерей Георгий Климов. В первой части доклада автор сказал об идее неразрывности (нерасторжимости) христианского брака: данное положение вытекает из Слов Спасителя о том, что Творец изначала создал два различные пола (Мф. 19, 4) и этим самым положил основание такому тесному жизненному общению между супругами, при котором они должны становиться ''одной плотью'' (Мф. 19, 5). Такой закон, Самим Творцом вложенный в природу человека, не допускает никаких нарушений со стороны человеческого произвола (см. Мф. 19, 6). Данное учение находит подтверждение в памятниках древней церковной письменности. Учение Церкви, таким образом, усваивает брачному союзу свойство неразрывности, нерасторжимости. Далее автор отметил, что несмотря на столь строгое учение Церкви относительно брака, все же есть причина, по которой брак может быть расторгнут – вина прелюбодеяния, так как данный грех подрывает самое основание супружества и нарушает святость брачного союза (Мф. 5, 32; 19, 9). Подтверждение той мысли, что по причине прелюбодеяния уничтожается брак, содержится в творениях древних церковных учителей. Тем не менее, в творениях отцов-доникейцев мы находим свидетельства того, что даже прелюбодеяние ещё не ведет к бесповоротному разрыву супружеского союза: к нему ведет лишь «закоснелое упорство любодействующего, закоренелость его в пороке и нежелание возвратить себе расположение поруганного». Только после того, как не остается надежды на возможность примирения между членами брачной четы, прекратившими сожительство по вине одного из супругов, невиновная сторона вправе окончательно расторгнуть брак, так как союза по сути уже не существует. И здесь уже может быть поставлен вопрос о возможности повторного брака для последней. Автор отметил, что отеческие мнения признают свободу на новое законное сожитие за невиновной стороной, и такой брак допустим по педагогическому снисхождению как уступка слабой природе человека. Тем не менее, в Доникейскую эпоху официального признания Церковью возможности повторного брака не по вине прелюбодеяния не встречается, что связано заботой церковных учителей первых трех веков об укреплении чистых основ семейной жизни.

Старший преподаватель МДА Петр Александрович Коротков выступил с докладом на тему «“На мою долю выпал жребий первого у нас опыта состязания с современными отрицательными учениями”. Епископ Михаил (Лузин) как основоположник отечественной апологетической исагогики». Проведя исторический экскурс, исследователь сообщил о полемике епископа Михаила с западными исследователями в вопросе датировки празднования Пасхи; также в докладе были рассмотрены его работы по различным вопросам ветхозаветной библеистики.

Иеромонах Модест (Илюшин), преподаватель Барнаульской духовной семинарии рассказал о деле перевода Ветхого Завета на русский язык архимандрита Макария (Глухарева) (доклад «Ветхозаветные переводы на русский язык архимандрита Макария (Глухарева)».

Заместитель председателя историко-краеведческого общества «Царицыно» им. Лойме Юрий Васильевич Садчиков выступил с докладом на тему: «Экзегетика и герменевтика Священного Писания в архитектурных образах Царицынского ансамбля Баженова В.И.». В ходе доклада автором было рассмотрено, как архитектор В.И. Баженов при помощи знания повествования Священного Писания, сакральной архитектурной геометрии и объемно-пространственной планировки создал архитектурные прообразы Горнего Града в Царицынском ансамбле.

Кандидат богословия, доцент кафедры Библеистики МДА, научный сотрудник Перервинской духовной семинарии Михаил Всеволодович Ковшов в рамках доклада провел контекстуальный и экзегетико-богословский анализ термина «Ὑπὸ νόμον» в Рим. 6:14-15 (доклад «Ὑπὸ νόμον» в Рим. 6:14-15: контекстуальный и экзегетико-богословский анализ»). Апостол персонифицирует грех, тем самым показывая, что от его власти нас освободил Господь Иисус Христос. Так, Закон не противопоставляется благодати, а дополняет ее в союзе борьбы со грехом; быть под благодатью – быть в Царстве Божьем.

С докладом на тему «Рукопись проповеди Максима Пелопонесского как источник толкования слов пророка Исаии «Ад огорчися срет Тя» (Ис. 14:9)» выступила сотрудник библиотеки ПСТГУ, магистр теологии Ника Андреевна Потрясаева. Автор отметила, что анализируемая рукопись проповеди Максима Пелопоннесского (церковного деятеля и писателя XVII века), представляет собой метафрасис «Слова огласительного на Святую Пасху» свт. Иоанна Златоуста с небольшими авторскими пояснениями. Подобный богословский комментарий к Огласительному Слову, с одной стороны, сам по себе является редкостью, а, с другой, представляет интересный материал для истории рецепции христологического толкования Ис. 14:9. В книге пророка Исаии данный стих относится к нечестивому Вавилонскому царю, под котором в общей святоотеческой традиции понимали образ сатаны. Появление же, бытование и богословское осмысление христологического толкования до сих пор не было должным образом описано. В ходе докладе автор рассмотрела историю изучения проповеди Максима Пелопонесского, проанализировала особенности его авторского взгляда на толкование слов «Ад огорчился срет Тя» в Огласительном Слове, а также отметила факт влияния данной проповеди на последующих авторов. Кроме того, в докладе прозвучали особенности истории появления и рецепции христологического толкования Ис. 14:9.

 

Секция 2. Библейский кабинет Академии

 

Первым в ходе работы второй секции был заслушан доклад старшего преподавателя кафедры Богословия и философии Казанской духовной семинарии иерея Валерия Варнашова «Интерпретация Втор. 30:12-13 святым апостолом Павлом в Послании к Римлянам (10:6-7): заповедь как типологический символ». Докладчик отметил, что основой для интерпретации апостолом Павлом указанного отрывка из Второзакония (Втор.30.12-13) послужила линия прообразов: Закон и заповедь есть Премудрость, Премудрость есть Сын Божий Иисус Христос. Прибегнув к трудам свт. Иоанна Златоуста, блж. Феодорита Кирского и прп. Максима Исповедника стало возможным установить, что апостол Павел мог говорить о недопустимости нововведений в богословии. Апостол рассматривает фрагмент Втор.30.12-13 типологически, прообразовательно.

Далее доклад на тему «Буквальный метод в толкованиях Оригена» представил диакон Сергий Кожухов, доцент кафедры Библеистики и кафедры Богословия, ПХЛ. Докладчиком было отмечено, что Ориген углубил и развил буквальный метод толкования в христианской традиции. Данная особенность толкований была вызвана тем, что во II – III веках была распространена тенденция ставить под вопрос достоверность Ветхозаветных Писаний, в чем преуспевали не только гностики, но и кафолические христиане. Еретик Маркион отрицал книги Священного Писания Ветхого Завета, в своем труде «Антитезы» применяя буквальный метод при их толковании. Ориген «реабилитирует» буквальный метод толкования, вводя принципиальное новшество: он хотел добиться филологической точности в текстуальном анализе книг Священного Писания. 

Соискатель ОЦАД иеромонах Иов (Герасимов) представил доклад на тему: «Квадробинг как нарушение Закона Пятикнижия». В начале доклада автор отметил, что представители Русской Православной Церкви осудили квадробинг как субкультуру, несущую несовместимые с учением Церкви ценности. В ходе доклада автор привел примеры из Священного Писания и иудейской агадической традиции, которые, по его мнению, иллюстрируют явление квадробинга и предлагают подход к данному явлению.

Преподаватель Священного Писания в Архиерейском подворье в честь Иверской Иконы Божией Матери г. Первоуральска Евгений Александрович Янин выступил с докладом на тему: «К вопросу о содержании понятия «Истина» в Евангелии от Иоанна». В данной работе были сопоставлены эллинское и ветхозаветное понимание слова «истина». На основании анализа автор резюмировал, что данные взгляды не противоречат друг другу, что в итоге предоставляет возможность открыто толковать указанное понятие и тем самым содействует осуществлению главных целей Евангелия от Иоанна (Ин 20. 31). Таковыми являются, во-первых, укрепление в вере уже уверовавших, а во-вторых – приведение остальных людей к вере в то, что Иисус есть Христос, Сын Божий.

С докладом «Отношение к чудесам в межзаветной литературе» выступил старший преподаватель Донской духовной семинарии иерей Александр Кобзев. Автор отметил, что сам по себе термин «межзаветная литература» с богословской точки зрения является не вполне корректным, по причине чего более точным следует признать понятие «литература позднего периода Второго храма». В качестве предмета анализа представленного доклада автор назвал труды иудейских авторов с III века до Р. Х. по II век по Р. Х. (экзегетические, исторические, богословские, философские и литературные труды, апокрифы и псевдоэпиграфы), а в качестве объекта – отношение к чуду и его интерпретация в межзаветной литературе. Автор отметил, что отношение к чудесам на протяжении библейского периода претерпевало изменения, исходя из богословского, исторического, философского и религиозного мировосприятия их исторической эпохи. На данный процесс оказывал влияние в том числе и фактор ареала проживания авторов памятников: если для авторов из Александрии важно было культурологическим путём ввести иудаизм в эллинистическое мировосприятие, то для Иосифа Флавия – оправдать евреев после первого антиримского восстания; в свою очередь для апокрифов свойственно напряжённое эсхатологическое ожидание. Автор в представленной работе также проанализировал, как современные богословы и библеисты спекулируют отношением к чудесам авторов позднего периода Второго храма для аргументации своих богословских суждений.

Старший преподаватель Екатеринбургской духовной семинарии диакон Антон Костылев представил доклад на тему: «Рецепция западной новозаветной текстологии в трудах епископа Кассиана (Безобразова)». Автором было отмечено, что в силу того, что в отечественной библеистике в недостаточной мере развита текстология Нового Завета, необычайно важным представляется опыт исследования или характер восприятия этой дисциплины в эмиграции, в частности в работах еп. Кассиана (Безобразова). Тем не менее, автор констатирует, что в сферу научных интересов еп. Кассина не входила текстология: по этой причине им не было оставлено монументальных работ в области текстологии Нового Завета, однако вместе с тем это не говорит о том, что он не использовал в своем инструментарии наработки современной ему текстологии. В своих текстологических взглядах еп. Кассиан примыкает по преимуществу к Э. Нестле, К. Аланду, Б. Весткотту и Ф. Хорту; однако оценивая их  высоко он указывает, что «некоторые мнения великих ученых не удержались в науке». В след Весткотту и Хорту епископ Кассиан оценивает представителей Византийской группы текстов как худшие рукописи. Современное епископу Кассиану издание Нестле, характеризуется им как настолько объективное, что приведенный в данном издании критический материал позволяет читателю или исследователю самостоятельно выбрать предпочтительное чтение, которое содержится в критическом аппарате. Автор указывает, что весьма важным примером, который характеризует текстологический подход преосвященного, является обоснование аутентичности славословия «Молитвы Господней». Важным для доклада является вывод о том, что несмотря на то, что епископ Кассиан активно пользуется наработками современных ему библеистов, его критический подход достаточно умерен: его возможно охарактеризовать как сторонника эклектизма, но не до конца последовательного.

Старший преподаватель иерей Александр Волчев в своем докладе «Проблематика авторства неканонической молитвы Манассии (2 Пар.36) подробно осветил вопрос, используя труды как отечественных, так и зарубежных библеистов. Автором доклада была отмечена актуальность анализа молитвы Манассии в свете как собственно библейских исследований, так и в контексте литургической традиции Церкви – в силу применения молитвы Манассии в православном богослужении.

Старший преподаватель Центра подготовки церковных специалистов Волгоградской епархии иерей Илья Неклюдов уделил внимание следующей теме: ««Инверсия Творения» как феномен внутрибиблейской экзегезы Шестоднева». Важным тезисом доклада является мысль о том, что вокруг «инверсии творения» строится «богословие разрушения» – библейско-богословский концепт о возможности приложения Божественной творческой Энергии не к созиданию, а к деструкции (например, евангельский эпизод с иссушением смоковницы (Мф. 21:18-22)). Разрушение в этой парадигме представляется частным случаем творения и представляется необходимым и предшествующим условием «Нового Творения» – обновления и преображения мироздания. Так, Божественное вмешательство как продолжающееся «оформление и наполнение» предуготовляет мир и человека к грядущей реальности со-бытия со Творцом.

Магистрант кафедры Библеистики МДА иерей Димитрий Никитенко рассказал о работах дореволюционных русских библеистов по изучению четвертой песни Раба Господня (Ис. 52, 13–53, 12). Их исследования велись в ключе подготовки русского перевода Библии 1876 года. Труды отечественных ученых оказались новаторскими для своего времени, и их изучение на современном этапе, по мнению докладчика, может стать как основой для систематизации и составления православного толкования Четвертой песни Раба Господня, так и для развития современной ветхозаветной православной библеистики в целом.

Преподаватель Перервинской духовной семинарии диакон Иоанн Змиев представил доклад «Единство богословия остатка Израиля в пророческом корпусе». В начале выступления автор отметил, что в Пророческом корпусе представлено многообразие различных тем, однако ряд их являются богословски едиными для пророков: «они говорят об одном, но по-разному», используя разные акценты. Основная тема пророческой проповеди – сотериология, учение о спасении. В свою очередь, учение об остатке является сотериологической концепцией. Автор предлагает разделение на несколько тематических блоков учения об остатке в Пророческом корпусе: 1) Остаток в контексте Суда (причины, объект и характеристика Суда); 2) Остаток как мост между Судом и Спасением (соотношение Суда и Спасения); 3) Остаток в контексте Спасения (описание Спасения, которое Бог совершит в будущем, остаток в Божественных обетованиях).    

Доклад «Свидетель творения. Тема «естественного откровения» в Шестодневе и повествовании о Потопе (Быт.1:1-2:3; Быт.8:1-14)» презентовал преподаватель Екатеринбургской духовной семинарии Дмитрий Борисович Осипов. Естественное творение – богословское понятие, которое говорит об откровении Бога через природу, через созерцание природы человеком. Данная тема, хотя и не на поверхности, присутствует в Книге Бытие (Шестоднев и история Потопа). Автор доклада провел параллель между событиями Потопа и Шестодневом – в Потопе можно видеть упорядочивание, выведение мира из хаоса подобно тому, как из хаоса небытия мир приводится Богом в порядок при творении. Здесь можно прийти к идее свидетеля: человек творится Богом как свидетель и собеседник; таким образом, идея свидетеля имплицитно присутствует в повествовании о Шестодневе. Человек должен прийти в мир как свидетель, чтобы увидеть и оценить его.

С докладом «Учение о праведности в Соборном Послании Апостола Иакова» выступил преподаватель Коломенской духовной семинарии иерей Димитрий Удод. Автор отметил, что  если в Священном Писании Ветхого Завета праведность понимается как исполнение Закона, то в Священном Писании Нового Завета данное понятие рассматривается преимущественно в сотериологическом ключе. При этом, новозаветное понимание праведности содержит в себе две тенденции – понимания праведности как Дара Божьего (именно так праведность раскрывается в Послании к Римлянам) и как плода христианской жизн. Второй взгляд присутствует в Соборном Послании апостола Иакова (хотя первая тенденция здесь также присутствует). В докладе были проанализированы аспекты данных особенностей в контексте Соборного Послания апостола Иакова.

 

Презентация учебника Р.М. Руповой

 

После подведения итогов преподавательской части конференции в Большом актовом зале, участники конференции собрались в Библейском кабинете Академии на круглый стол, посвященный проблематике разработки и преподавания программ введений в изучение библейских дисциплин. Доцент кафедры Библеистики Розалия Моисеевна Рупова презентовала составленный ней «Учебное пособие по изучению древнееврейского языка». Данное учебное пособие обобщает опыт преподавания на бакалавриате теологии и содержит авторские методические разработки. Специфика изучения древнееврейского языка в рамках теологического направления подготовки на базе светского ВУЗа – малый объем часов. Эта краткость учебного курса определяет объем отбираемого учебного материала, к которому возрастают требования наглядности, ясности, усвояемости, даже элементарности, а также оправдано применение игровых методов обучения. Учебное пособие, ориентированное на эти условия обучения, неизбежно носит ознакомительный характер. Для расширения языкового кругозора, в небольшом объеме привлекается лексика современного иврита. Пособие может быть востребовано как вводный курс освоения библейского иврита. Редактором пособия выступил преподаватель кафедры Библеистики МДА С.А. Виноградов.

 

Студенческая секция

 

14 ноября в Большом актовом зале МДА открылась студенческая секция конференции, где свои доклады представили студенты бакалавриата и магистратуры, а также аспиранты высших духовных учебных заведений.

 

Пленарное заседание

 

На пленарном заседании в большом актовом зале Академии был заслушан доклад протоиерея Бориса Тимофеева «Понятие tropologia в экзегезе блж. Иеронима Стридонского». В данном докладе автор коснулся вопросов экзегетической терминологии в трудах Блж. Иеронима Стридонского.  Докладчиком было отмечено, что термин «тропология» в экзегезе Блж. Иеронима Стридонского указывает на присутствие в библейском тексте символических оборотов речи – тропов, при помощи которых библейский автор передает переносный догматический, пророческий или духовно-нравственный смысл.

 

Секция 1. Большой актовый зал

 

Далее работа студенческой части конференции была продолжена в формате двух секций, как и в первый день. В Большом актовом зале МДА на первой секции с докладами выступили тринадцать участников.

Аспирант Минской духовной Академии иерей Николай Бусько выступил с докладом на тему: «Иудейские источники и библейские формы эсхатологических противников Бога в 13 главе Откровения». В ходе выступления автор отметил, что в библейских пророческих писаниях иногда представлено, как языческие народы совершают последнее нападение на Израиль, что приводит к поражению народов и наступлению новой эры мира для Иерусалима (Зах 12:1-9; 14:1-15; Иоиль 3:1-21). В более поздних апокалиптических писаниях народы иногда обращаются друг против друга (1Eнох. 56:5-8), а Откровение изменяет эту схему, показывая зверя, уничтожающего свою союзницу блудницу (Откр. 17:16). Другой сценарий – Искупитель уничтожает народы дыханием из своих уст (4 Ezra 13:1-13); в Откровении Христос одерживает победу мечом из Своих уст (Откр. 19:15-21). Еще одним вариантом является описание, когда Бог посылает с неба огненные мечи, град и камни, чтобы уничтожить врагов (Сиб. Ор. 3:663-97), что отражено в конце Откровения, где огонь с неба уничтожает народы перед окончательным судом (Откр. 20:7-9). При этом, в одной из библейских форм традиции вождем враждебных народов назван Гог из земли Магог. Хотя Гог уверен в победе, он терпит поражение от силы небесной, и его войска становятся пищей для птиц (Иезек 38-39). В более поздних апокалиптических писаниях народы, собранные Гогом, могут быть отождествлены с армиями белиала, или сатаны, которые будут побеждены в конце века (1QM XI, 8, 16; Примечание к Откр. 20:8).Также в книге Пророка Даниила описывается борьба царей и народов за власть в конце века.

Иерей Илья Жигула, студент 1-го курса магистратуры Минской духовной Академии выступил с докладом «Представления о духовных дарах (harisma) в текстах Ветхого Завета». Автор отметил, что термины «harisma» и «haris» имеют достаточно большое количество значений как в дохристианской, так и в более поздней литературе. Термин «благодать» претерпел некую трансформацию, изменение – от явления социального плана до теологического термина, выражающего отношения человека с Богом.

Далее свой доклад на тему «Епископ Иеремия (Соловьев) и его богословское значение» представил студент 2-го курса магистратуры Калужской духовной семинарии Алексей Иванов. Автор сообщил сведения биографии епископа Иеремии (Соловьева), коснулся вопроса письменного наследия архиерея, которое к настоящему времени издано весьма незначительно. Докладчик уделил особое внимание вопросу осмысления и толкования епископом Иеремией различных фрагментов книг Священного Писания. Было отмечено, что анализ экзегетического наследия Преосвященного Иеремии представляет интерес для отечественной библейской науки.

Иерей Сергий Мычко, студент 2-го курса магистратуры Минской духовной Академии, выступил с докладом на тему: «Роль иудейской элиты в правление Ирода Великого». Согласно исследованию, Ирод Великий преобразовал структуру и полномочия Синедриона, ограничив его независимость и судебные функции. Эти реформы позволили ему укрепить влияние эллинистически настроенной аристократии, подрывая таким образом традиционные иудейские институты. В месте с тем, реформы Ирода заложили основы будущих глубоких расколов в еврейском обществе, что в конечном итоге привело к разрушению Второго Храма и к тяжелым последствиям для иудеев.

Тема «Значение слов ἱλαστήριον (умилостивление) в Послании к Рим. 3:25 и ἱλασμός (умилостивление) в 1 Ин2:2 в русской библейской науке до 1917 года» была освещена студентом магистратуры МДА Ростиславом Пантюхиным. Исследователь противопоставляет выводы отечественных ученых трудам представителей западной библеистики, указывая на то, что термин «умилостивление» должен пониматься не как удовлетворение гневу Бога Отца за преступление Адама и всех людей, а как очищение грешника от последствий греха.

Диакон Ярослав Жуликов в рамках своего доклада «Жених крови: святоотеческий комментарий и современное осмысление Исх. 4:24-26» обратился к изучению проблемного места книги Исход, где упоминается событие, происшедшее с пророком Моисеем по пути в Египет. Особый акцент автор сделал на повторяющейся малопонятной фразе «жених крови» (см. Исх. 4:25-26). Было отмечено, что среди исследователей и комментаторов не существует единого варианта толкования рассматриваемого фрагмента Священного Текста. Между тем, научная новизна исследования заключается в том, чтобы определить тенденцию в современных толкованиях Исх. 4:24-26, а также, по возможности, выявить стремление экзегетов к некоему общему мнению. Расхождение мнений в толковании отрывка можно выразить в нескольких основных пунктах: 1) личность явившегося Моисею – Ангел или Сам Господь; 2) причина нападения – необрезание сына или то, что Моисей взял с собой жену; 3) личность того, кто должен был быть умерщвлён – Моисей или его необрезанный сын; 4) к кому была обращена фраза «жених крови» и что она означала. Опираясь на святоотеческую экзегезу и историко-культурные сведения, современные исследователи более детально рассматривают всевозможные версии. Автор замечает, что многообразие и вариативность толкования Исх. 4:24-26 указывает на нерешенность обозначенной проблемы, подчеркивая тем самым научную значимость и актуальность проводимого исследования.

С докладом «Проблема функционирования библейских цитат в повествовании «Казанской истории» на примере анализа плачей царицы Сумбеки» выступил аспирант МДА Костуев Эльдар. Докладчик отметил, что автор «Казанской истории» в своем повествовании обращается к традиционному для древнерусской литературы жанру плачей. Возникновение рассматриваемого памятника во 2-й половине XVI в., то есть в эпоху острого идеологического кризиса в русском обществе, выразившегося в ожидании скорого наступления апокалиптических событий, закономерно привело к его соответствующей специфике. Цитаты из книги Откровение апостола Иоанна Богослова и книги Плач Иеремии многократно встречаются в тексте «Казанской истории», концентрируясь в двух плачах Казанской царицы Сумбеки (Сююмбике), что является отличительной особенностью произведения (памятники предшествующей традиции в жанре плачей преимущественно прибегают к цитированию книги Псалтирь). На основании анализа библейского цитирования в плачах автор делает вывод об особом характере анализируемого произведения.

Студент 1-го курса магистратуры МДА Михаил Малютин выступил с докладом на тему «Богословие Гимна Премудрости в книге пророка Варуха (3:9 – 4:4). В докладе исследователь рассказал о точке зрения на книгу пророка Варуха как на дикактическо-поэтическое произведение, произвел анализ терминов, описывающих мудрость в данном разделе – их древнееврейские эквиваленты по реконструкции архим. Антонина (Грановского), а также выявил параллели с прочими библейскими книгами.

Студент 4-го курса Саратовской духовной семинарии диакон Александр Леншмидт представил доклад на тему «Совершение Евхаристии в ранних христианских общинах на примерах Коринфа по свидетельству послания апостола Павла». В ходе доклада автор рассмотрел исторический процесс зарождения Коринфской общины, обратился к вопросу Евхаристической жизни в ней, рассмотрел проблемы Евхаристической жизни в Коринфской общине, коснулся вопроса обличения апостолом Павлом в своем послании этих проблем и предложения способов врачевания их.

Доклад студента 4-го курса Калужской духовной семинарии Сергея Жукова «Хула на Духа Святого в понимании святых отцов» был посвящен вопросу толкования группы стихов (Мф.12:31-32), в рамках чего автор раскрыл значение словосочетания «хула на Духа Святаго» на основе святоотеческих и более современных толкований на Евангелие от Матфея. Автор доклада поставил перед собой задачи выявить буквальный смысл слов стиха, изучить и структурировать мысли толкователей по данному вопросу.

Структурный и богословский анализ евангельского пролога апостола Иоанна Богослова произвел Николай Туутиярви, студент 2-го курса бакалавриата Коломенской духовной семинарии (доклад «Структурный и богословский анализ Евангельского Пролога апостола Иоанна Богослова»). Помимо рассмотрения взглядов протестантских, некоторых отечественных и современных исследователей, в работе было предложено «дробно-дискретное» деление пролога по стихам в раскрытии трех основных тем: Логоса – Предвечного Откровения; Иоанна Крестителя – исторического момента; Света – эсхатологической перспективы. Также было сказано о роли пролога в дальнейшем христианском богословии.

Студент Новосибирской духовной семинарии Феодор Кизюн выступил с докладом на тему «Место Мелхиседека Салимского в ветхозаветной генеалогии (на материале Библии и апокрифических текстов)». В ходе доклада автор отметил, что христианская традиция отражается не только в канонических текстах Священного Писания и Предания, но также в некоторых апокрифах. Апокрифическая литература не всегда является объективно достоверной, однако в разные исторические периоды получила широкое распространение в связи с тем, что имеет в своем тексте подробности, не отраженные в Писании. В текстах Священного Писания повествования о Мелхиседеке Салимском очень лаконичны. Праотец упоминается в трех стихах книги Бытия (14:18-20), в Псалтири (109:4) и в послании к Евреям (Евр. 5:6; 6:20–7:17). Если в ветхозаветном тексте происхождение царя Мелхиседека просто не указано, то в Новом Завете сделан акцент на отсутствии родословия праотца: «без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни» (Евр. 7:3). Было отмечено, что вопрос генеалогии Мелхиседека Салимского еще не становился предметом детального изучения. Автор доклада выделил пять видов генеалогии Мелхиседека в иудейских источниках. Изучение вышеперечисленных родословий может свидетельствовать о возникновении некоторых текстов в конфронтации с христианским учением. Так, поддерживаемое в раввинистической литературе мнение об отождествлении Мелхиседека с Симом, отрицает превосходство священнического достоинства Иисуса Христа над служителями скинии.

Тимофей Руденко, студент 1-го курса бакалавриата Калужской духовной семинарии, выступил с докладом на тему: «Экзегеза 6 заповеди декалога в применении к современным условиям». Главная мысль выступления состояла в том, что только через верное понимание Священного Писания можно правильно воспринимать такие печальные явления, как аборты, войны и самоубийства.

 

Секция 2. Библейский кабинет Академии

 

Доклад студентки магистратуры ОЦАД Ларисы Старожиловой был посвящен поэтическому осмыслению Заповедей Блаженства в иллюстрациях Псалтири. Рассказав о Псалтири как о поэтическом мосте между Писаниями Ветхого и Нового Заветов, а также проиллюстрировав Заповеди Блаженства стихами Псалтири, было произведено соотнесение данного экзегетического приема и его результатов с толкованиями святых отцов.

Студент 2-го курса магистратуры Алексей Гутов представил доклад на тему «Книга Иова и «Беседа разочарованного со своей душой»: общие богословские и литературные аспекты произведений». Автор пришел к следующим выводам: древнеегипетское произведение схоже с Книгой Иова тем, что поднимает онтологическую проблему смысла страданий человека, которая при этом решается разными способами, в зависимости от религиозных и культурных взглядов автора на Бога и людей. Для человека страдания это привнесенное людьми зло, от которого можно избавиться только вместе с жизнью. Иов видит во всем промысел Бога, поэтому для него Богоявление дает возможность приблизиться к Богу и приоткрывает тайну невинных страданий Христа. Еще одним важным сходством можно назвать переосмысление и даже критику традиционных религиозных представлений, которые могут быть ложными, но при этом поддерживаться официальной религией. В книге «Разговор разочарованного со своим Ба» эти сомнения посвящены загробному культу и в конечном итоге не разрешаются окончательно. В Книге Иова спор идет о представлениях Иова и его друзей о божественной справедливости, и этот спор получает частичное решение в пользу полного доверия Иова Богу, но окончательного решения проблема несправедливости и смысла страданий в Ветхом завете не находит, ответ дается лишь в Новом Завете через невинные Искупительные Страдания Господа Иисуса Христа

С докладом на тему «Оценка Христологии Евангелия от Иоанна в свете Мессианских ожиданий эпохи второго храма» выступил магистрант 2-го года обучения МДА диакон Сергий Горбунов. Тема данного доклада была посвящена мессианским ожиданиям в период Второго Храма. Автор выделяет два основных направления в мессианских ожиданиях данного периода: учение о Мессии как о потомке царя Давида (при этом присутствует концепция расширения возможности его происхождения – так например автор Заветов Двенадцати Патриархов ожидает иного мира, который будет установлен помазанниками Левия и Иуды). Функция Мессии определяется как осуществление правосудия на земле, понимаемого в смысле социального равенства. Вторым элементом мессианской категории является установление царства справедливости. Параллельно с этой мессианской темой идет тема посредничества. Автором отмечается, что в иудаизме периода Второго Храма термин Мессия оброс множеством коннотаций, которые противоречили христианскому мировоззрению.

Студентка 2-го курса магистратуры Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского Анастасия Лазурченко выступила с докладом на тему «Экзегеза Грехопадения в иконографии на примере росписей храмов Ярославской митрополии». Автором доклада было отмечено, что многие святые отцы, песнописцы, гимнографы и философы рассуждают о грехопадении – этом непростом явлении Священной Истории, которое отразилось, разумеется, и в иконографии. В рамках доклада этот библейский сюжет был рассмотрен на примере росписей храмов Ярославской митрополии. Рассматривая росписи и иконы ярославских храмов (ярославской и костромской иконописной школы), часто в галереях можно увидеть иконографию Ветхозаветных сюжетов – особенно ярко выделяются из всех сюжеты книги Бытие. Особенность ярославских фресок XVII столетия – сложные яркие рисунки, богатые деталями и мелкое письмо, которое наиболее точно передает красоту и важность, детали библейской истории.

Николай Столяров, аспирант ПСТГУ, выступил с докладом на тему: «Упоминает ли Осия Адама? Проблема интерпретации Ос 6:7». Автором отмечается, что разночтение фрагмента Ос.6:7 в Масоретском тексте и тексте LXX породило множество толкований, начиная с мысли об упоминании первого человека и заканчивая указанием на некогда существовавший город Адам. Было отмечено, что все существующие линии толкования репрезентативны для понимания истории Священного Текста и его толкования. Автор исследования делает вывод о том, что не имеется достаточных оснований для отказа от «адамического» прочтения Ос 6:7.

Аспирант кафедры философии религии и религиоведения МГУ им. М.В. Ломоносова Арсений Гасымов представил доклад на тему «Антропологическая модель «Ветхозаветные пророки – шаманы»: основные идеи и критика». В ходе доклада автором было отмечено, что ряд исследователей считают сравнение ветхозаветных пророков с шаманами продуктивным и полезным: таковыми являются Лестер Граббе, Марти Ниссинен, Роберт Уилсон, Томас Оверхольт, Роберт Миллер, Арвид Капельруд, Мари-Терес Ваккер, Йонг-Чи Рии др. Данные авторы считают, что сравнение пророков с шаманами является продуктивным хотя бы потому, что и те, и другие могли взаимодействовать с потусторонним миром. Однако в рамках критического подхода к данной модели отмечается, что сравнение ветхозаветных пророков и шаманов включает в себя некоторые методологические проблемы, в первую очередь из-за различий в культурном, историческом и функциональном контекстах. Автор анализирует отмеченные методологические проблемы (терминологическую, историко-религиозный контекст, методологический редукционизм, проблема универсальности, последствия сравнительной модели).

С докладом на тему: «Учение о Божественном Промысле и человеческой свободе в Четвероевангелии» выступил студент 4-го курса Екатеринодарской духовной семинарии иеродиакон Далмат (Тимофеев). В ходе проведенного исследования был сделан вывод, согласно которому в Четвероевангелии раскрывается не фаталистическая модель абсолютного предопределения в буквальном понимании данного смысла, а принцип взаимодействия Божественного промысла, ведущего человека ко спасению, и свободной воли личности, которой предоставлена неограниченная возможность откликнуться на призыв Создателя своими благими поступками или же отвергнуть предоставленную возможность спасения.

Студент 4-го курса Перервинской духовной семинарии Алексей Ермолаев представил доклад на тему: «Пророческие движения в Израиле в период разделенных Царств». Автор определяет главную черту деятельности пророков: не предсказание будущего, а возвещение того, что говорит Бог. В докладе были подробно проанализированы группы пророков, пророческие движения и пророческие книги.

Студент 2-го курса Екатеринодарской духовной семинарии Серафим Лемешко представил доклад на тему «Полемика с иудействующими в послании св. Ап. Павла к Филиппийцам: «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания (Флп.3:2)». На основании проведенного анализа автор делает выводы, согласно которым «злые делатели» – это иудеохристианские проповедники, которые учили о спасении через дела, предписанные законом Моисея, однако апостол Павел не считает злом сами дела закона, а именно то, что от них может зависеть спасение человека. Отсылка апостола к своему иудейскому происхождению дает полагать, что номизм Павла явился результатом верности законодательным основам праотцов, записанным в Торе. При этом апостол Павел не создавал новой религии, но жил новыми ощущениями, когда исполнились его прежние религиозные чаяния, и век Мессии наступил. Если номизм Павла – это отражение преемственного развития иудейской веры, значит Павлов антиномизм носил ограниченный, в некотором смысле условный характер. Автор приходит к выводу, согласно которому, пересмотру (антиномизму), по-видимому, подверглись лишь те стороны иудейского закона, которые непосредственно касались и противоречили миссии Павла.

Студент 2-го курса Перервинской духовной семинарии Павел Маргиев выступил с докладом «К вопросу о толковании Евангельского эпизода об исцелении брением слепорожденного (Ин. 9:6)». Автор отметил, что в исцелении слепорождённого Христос творит εποιησεν новую природу глаз слепцу. Господь из Собственного плюновения образует брение πηλὸς. Плюновение, по мнению святых отцов, является важным элементом, потому что обладает силой: это то же самое брение, которое было использовано при сотворении Адама. Христос является Творцом, и данный аспект подчеркивается в повествовании об исцелении Спасителем слепорожденного.

Проблемы понимания заповеди Иисуса Христа о непротивлению злу (Мф. 5:39) обозначил студент 2-го курса бакалавриата Екатеринодарской духовной семинарии Александр Сокерин (доклад «Проблемы понимания заповеди Иисуса Христа о непротивлении злу (Мф.5:39)»). Автор резюмирует выводы своего исследования в словах свт. Филарета (Дроздова): «Люби своих личных врагов, гнушайся врагов Божьих и поражай врагов Отечества».

Александр Пономарев, студент 2-го курса магистратуры МДА выступил с докладом на тему: «Две святоотеческие линии понимания богооставленности Христа на Кресте». Автор отметил, что малая разработанность данной проблемы у Святых Отцов не помешала оформиться двум линиям толкования, а именно «ипостасной» и «природной». Также, в русском богословии XIX–XX вв. наиболее широкое распространение получило толкование о реальной богооставленности Спасителя, что перед современной библеистикой оставляет данную тему актуальной.

 

Подведение итогов

 

По итогам конференции всем участникам были вручены сертификаты, а тем, чьи доклады вызвали наибольшую дискуссию, были подарены особые награды – издание Biblia Hebraica Stuttgartensia, критическое издание Нового Завета под редакцией Эрвина Нестле и Курта Аланда, а также учебник греческого языка Ю.А. Шичалина.

фотографии конфереции: https://www.flickr.com/photos/mpda/albums/72177720321943149/

Костуев Эльдар, Иншаков Владимир