Православный календарь

Заседание кафедры библеистики

ЗАСЕДАНИЕ КАФЕДРЫ БИБЛЕИСТИКИ

Заседание кафедры библеистики МДА

26 мая 2005 года состоялось очередное заседание кафедры библеистики. В начале заведующий кафедрой протоиерей Леонид Грилихес поставил вопрос о том, как в дальнейшем усовершенствовать курс экзегетики - основной профилирующий курс кафедры. На следующий год для этого курса принята внастоящее время модульная схема, которая предполагает чтение различных модулей разными предподавателями. Отец Леонид высказал ряд аргументов в пользу того, чтобы запланировать в будущем введение базового сквозного курса экзегетики, который читал бы один преподаватель. В задачу этого курса входит планомерное и равномерное освещение всех тем и разделов, связанных со святоотеческой экзегетикой. Введение единого курса отнюдь не исключает параллельного существования ряда модулей, которые в дополнение к основному (базовому) курсу будут читаться разными специалистами.

После продолжительной дискуссии было принято решение поддержать предложение заведующего кафедрой. Была также рассмотрена кандидатура предподавателя, которому будет предложено составление базового курса по экзегетике для прочтения в 2006-2007 и 2008-2009 уч. годах.

Затем преподаватель кафедры священник Александр Тимофеев представил программу курса библейского богословия, который в следующем учебном году предполагается читать на библейском и богословском отделениях. При разработке курса принципиальным моментом стало точное определение понятия "библейского богословия". Известно, что этот термин был введен в протестантской среде после Реформации для того, чтобы сознательно дистанциироваться от церковного Предания и строить систему богословия исключительно на основе Священного Писания. В настоящее время большинством либеральных исследователей библейское богословие понимается как история израильского монотеизма. История эта рассматривается в эволюционном ключе как постепеное развитие израильского монотеизма от "примитивных" форм поклонения "племенному Богу" Ягве через этический монотеизм пророков к послепленному варианту монотеизма, отраженному в "священническом кодексе". Указанные подходы, конечно же, неприемлемы для православного исследователя.

Отец Александр в качестве основной задачи данного курса видит необходимость "показать непрерывность и преемство богословских идей, выраженных в Священном Писании, и развитых отцами Церкви". "Курс можно было бы назвать библейско-святоотеческое богословие", - подчеркнул докладчик. Важнейшей отличительной чертой данного курса автор мыслит необходимость раскрытия того, как те или иные термины святоотеческого богословия IV и последующих веков выразили истины, изначально имевшиеся в Священном Писании, пусть и в несколько иной словесной формулировке. Таким образом, еще одна задача курса - "перекинуть мостик от библейского текста к святоотеческой мысли".

Представленная программа была утверждена заседанием кафедры.

Программу нового курса истории русской библеистики представили преподаватели кафедры священник Димитрий Юревич и священник Георгий Климов. Предваряя сообщение об этом курсе, отец Димитрий указал на то, что недавно появился опыт изложения истории русской библеистики, принадлежащий светской исследовательнице М. Э. Михейкиной, в ее недавно изданной книге "Российская библеистика: от зарождения до возрождения". К сожалению, по словам докладчика, исследовательница совершенно искуственно отделяет гипотетическую "научную" библеистику от изучения Библии в рамках "теологии". В результате получается, что церковное изучение Священного Писания в России в течение тысячи лет полностью остается за рамками ее труда, а там, где она его мимоходом касается, это сопровождается ошибками и неточностями (например, руководство переводом Библии на русский язык осуществлял, конечно же, не Д. А. Хвольсон (с. 16), а святитель Филарет (Дроздов); епископа Михаила (Лузина) исследовательница почему-то называет "епископом Михайловым" (с. 31), и т. д.).

Особенную проблему, по мнению выступавшего, представляет однобокое использование в указанной книге термина "библеистика". Исторически этот термин, действительно, возник в среде западных протестантских ученых, понимавших под ним такое изучение Библии, которое ставит под сомнение или отвергает (отрицает) ее богодухновенность. Однако постепенно указанный скептический подход стал известен в России под названием "отрицательная библейская критика", а на Западе - как "историко-критический метод". До революции термин "библеистика" использовался в отечественной литературе весьма редко. В настоящее время было бы неправильным закреплять за ним узкое отрицательно-скептическое направление в изучении Библии. Это не оправдано ни теоретически - поскольку этимологически "библеистика" означает "изучение Библии", ни практически - ведь термин нередко употребляется в смысле "изучение Библии как богодухновенного Священного Писания". Примером использования термина в положительном контексте является биобиблиографический справочник "Русские писатели-богословы", изданный совместно Российской государственной библиотекой и Новоспасским монастырем (М., 2001).

Что касается искусственного разделения на "научное" и "богословское" изучение Библии, то такая постановка вопроса, по суждению выступавшего, в высшей степени дискутируема. Действительно, философы-рационалисты, начиная с эпохи Просвещения, старались понимать под "научной сферой" те области знания, которые предполагают возможность досконального объяснения с точки зрения разума. Однако последовательное применение этого принципа приводит некоторых историков науки к необходимости отказать в признании "научными" таких сфер современного знания, как философия, история, психология, социология или современная физика. Если же понимать под "наукой" "научение истине" (св. Иустин Философ), т. е. логическое и адекватное познание жизненных реалий, не всегда могущих быть описанными рационально и всесторонне, то вполне приемлимо будет назвать изучение Священного Писания с позиций доверяющего этому тексту разуму "библейской наукой", как формулировал это еще епископ Михаил (Лузин). Более того, следует предполагать, что библейский текст, обращенный к верующим, будет в чем-то даже лучше и более адекватно осмыслен именно верующим разумом.

По этому вопросу было принято решение кафедры разъяснить, что термин "библеистика" используется в Московской духовной академии как синоним выражения "изучение Священного Писания".

Исходя из указанного понимания термина, программа академического курса истории русской библеистики охватывает период от митрополита Киевского Илариона, знаменитое "Слово о законе и благодати" которого является ярчайшим образцом библейского богословия, далее - историю Геннадиевской и Острожской Библии, перевод Библии на русский язык в XIX веке и изучение Священного Писания в российских духовных академиях в XIX- начале XX века. Отдельный модуль посвящен истории библейских исследований в СССР и России после возобновления деятельности духовных академий в 1947 году.

Программа курса была утверждена заседанием кафедры.

Р. Р. Касабов представляет программу нового курса

Далее секретарь кафедры Р. Р. Касабов представил программу нового курса "Библия и литературоведение". Курс призван ознакомить студентов с основами литературоведения, осмыслить основные категории святоотеческой экзегезы в качестве фундамента для построения практического литературоведения, феноменологию литературного творчества, рассмотреть некоторые проблемы общей герменевтики и проследить взаимосвязь литературоведения и библеистики. Было принято решение программу утвердить.

Далее преподаватель кафедры священник Димитрий Юревич представил программу цикла лекций "Экзегетика мессианских текстов Ветхого Завета", который является одним из тематических модулей обширного курса экзегетики Священного Писания. Программа была утверждена заседанием кафдеры.

В заключение были рассмотрены и утверждены темы дипломных работ для семинарии и кандидатских диссертаций для академии.

Соб. инф.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна