ЗАСЕДАНИЕ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ БИБЛЕЙСКИХ ДИСЦИПЛИН
ДУХОВНЫХ СЕМИНАРИЙ РПЦ
21 апреля 2005 года на кафедре библеистики МДА состоялось заседание Рабочей группы преподавателей библейских дисциплин духовных семинарий Московского Патриархата. Рабочая группа была сформирована на Учебно-методическом семинаре преподавателей библеистики, прошедшем в МДА 31 марта.
На заседании Рабочей группы присутствовали: прот. Леонид Грилихес (МДАиС), архим. Венедикт (Князев) (МДАиС), прот. Николай Диваков (МДАиС), свящ. Георгий Климов (МДАиС), прот. Ростислав Снигирев (Калужская ДС), игум. Ванифатий (Клименко) (Ивановская ДС), преп. Хранач К.П. (Николо-Угрешская и Перервинская ДС); секретарь - Касабов Р.Р. (МДАиС).
С докладом о новых учебных стандартах и расчасовке, одобренных Учебным комитетом, выступил прот. Ростислав Снигирев. По итогам доклада было решено: при составлении программ курсов ориентироваться на новую длительность академической пары (120 мин.) и новую расчасовку: библейская история - 180 час., библейская археология - 60 час., Священное Писание Ветхого Завета - 300 час., Священное Писание Нового Завета - 300 час.
Далее прозвучал доклад прот. Леонида Грилихеса о целях преподавания Священного Писания в семинариях. Основная цель - хорошее знание текста Священного Писания. Кроме того, по мнению прот. Леонида, необходимо с самого начала ввести в преподавание библейской истории элементы исагогики. По итогам доклада постановили: сформулировать на данном заседании рекомендации преподавателям семинарий по каждой отдельной дисциплине, учитывая опыт прошедших лет и новые требования.
Для преподавателей библейской истории и библейской археологии сформулированы следующие рекомендации:
- читать курс библейской археологии параллельно с библейской историей;
- основная задача курса библейской истории - внимательное прочтение студентами Пятикнижия и исторических книг Ветхого Завета;
- возможно ознакомление студентов с образцами книг Премудрости и пророческих книг, на усмотрение преподавателей;
- продумать систему опроса, обеспечивающую контроль за чтением студентами текста Св. Писания.
На основании прозвучавшего далее доклада прот. Николая Дивакова о преподавании Священного Писания Ветхого Завета было решено: распределить часы, отведенные на изучение этого предмета, следующим образом: Пятикнижие – 120 часов, исторические книги – 60, пророческие книги – 60, учительные – 60.
Преподавателям Священного Писания Ветхого Завета рекомендовано:
- на общее введение отвести 20 часов. Дать общее понятия о библейских науках в сфере Ветхого Завета;
- для каждой библейской книги давать основы исагогики;
- особое внимание обращать на богослужебные чтения и прообразовательную связь с Новым Заветом;
- преподавать пророческие книги в исторической последовательности;
- обеспечить прочтение студентами всего Св. Писания (отдельные главы давать для самостоятельного чтения);
- продумать систему опроса, обеспечивающую контроль за чтением студентами текста Св. Писания.
В докладе свящ. Георгия Климова о преподавании Священного Писания Нового Завета была поставлена проблема неудовлетворительности старой расчасовки для этого семинарского курса (Четвероевангелие – 120, Деяния и соборные послания – 120, послания ап. Павла и Апокалипсис – 60). Было решено предложить новую расчасовку: Четвероевангелие – 120, Деяния и соборные послания – 90, послания ап. Павла и Апокалипсис – 90.
Преподавателям Священного Писания Нового Завета рекомендовано:
- на общее введение отвести 20 часов. Дать общее понятия о библейских науках в сфере Нового Завета;
- для каждой библейской книги давать основы исагогики;
- основной задачей считать обеспечение хорошего знания студентами Евангелий и книги Деяний св. апостолов;
- в основу изучения синоптических Евангелий положить чтение Евангелия от Матфея и читать его с параллельными местами из других Евангелий;
- особое внимание обращать на богослужебные чтения и прообразовательное значение Ветхого Завета;
- обеспечить прочтение студентами всего Св. Писания (отдельные главы давать для самостоятельного чтения);
- продумать систему опроса, обеспечивающую контроль за чтением студентами текста Св. Писания.
В заключение было решено продолжить заседания Рабочей группы в следующем учебном году. Протокол прошедшего заседания будет предоставлен Учебному и Методическому комитетам Русской Православной Церкви.